О cпортивном автотуризме

 

В последнее время возникло множество вопросов о спортивном туризме. Этот вид спорта начал проникать в уже ставший привычным уклад для большинства любителей приключений на бездорожье. Почему при внешнем сходстве оффроуд соревнований и покатушек с соревнованиями по спортивному туризму, все-таки идет сильный разрыв в принципах; что такое спортивный туризм в целом и каким образом туризм вообще может быть спортом; как пересекаются туризм и оффроуд в общепринятом смысле и в чем их принципиальное отличие – на эти вопросы я постараюсь дать ответ в этой статье.

Для начала небольшая формальность. Все описанное в данной статье касается спортивного автотуризма. Официально термина “автотуризм” не существует – это разговорное и вполне разумное понятие, которое удобно использовать, но общепринятое название “спортивный туризм на средствах передвижения автомобиль”. Вот об этом виде спортивного туризма я и буду говорить, называя его далее “автотуризм”.

Что такое автотуризм

В основе автотуризма лежат автопоходы - дальние путешествия на автомобилях, которые в мире оффроуда очень любят называть “экспедиции”. Такие путешествия называются «маршрутами». Сразу же оговорюсь, что отправиться в путешествие можно и на легковом автомобиле, и исключительно по асфальту, и это тоже будет спортивным туристическим маршрутом, но только низкой категории сложности.

Как автотуризм может быть спортивным

Резонный вопрос: какой же тут спорт?  Идет одна команда путешественников, которая помогает друг другу, никуда не спешит и друг с другом не соревнуется.  Все очень просто – спортсмены соревнуются не между собой внутри одного похода, а между группами, совершающими разные походы. По результатам своего похода путешественники пишут официальный отчет, в специальной форме. Эти отчеты и являются основой для выявления сильнейших спортсменов. Хочу заметить, что написать правильный отчет не так-то просто, как может показаться с первого раза – писать красиво могут все, а вот правильно описать преодоленные препятствия, способы их прохождения и подтвердить сложность этих препятствий, особенно на бумаге, – весьма не просто.

Отчеты сдаются в Маршрутно-Квалификационную Комиссию (МКК), которая их обрабатывает, подтверждает или изменяет изначальную категорию сложности. Далее отчеты попадают в Судейскую Коллегию, которая оценивает путешествие по сложной системе оценки. Здесь решающую роль играет вовсе не время прохождения, а качество самого путешествия и его организация: насколько интересен маршрут, его новизна, безопасность и другие факторы, такие как, например, “полезность” – насколько отчет будет полезен другим туристам при планировании своего путешествия. Абсолютно не важно, за сколько секунд перескочил внедорожник вброд через речку на другую сторону, но важно, какие приемы преодоления бездорожья применили участники похода, насколько безопасным было преодоление этого брода, как слаженно действовала команда и какие рекомендации даны другим туристам.  Если Вы преодолеете брод за 30 секунд “в лоб” на заряженном вездеходе, то в итоге проиграете группе, которая на Нивах проходила его 3 часа, перетягивая друг друга с заглушенными моторами с применением лебедки. Почему? Да потому, что в отчете Вы ничего толкового об этом броде не напишите и отчет не получит необходимых баллов за данное препятствие.    

Зачем это нужно

Еще один из часто встречающихся комментариев на тему спортивного туризма выглядит следующим образом: “Да зачем все эти бумажки нужны. Это детский сад. Мы ездим, а остальное нам не надо, мы путешественники, а не писатели”. Действительно, зачем нужны все эти отчеты, кроме как для выяснения кто же “круче”.

Я регулярно составляю новые маршруты для путешествий и впоследствии сам же их и прохожу вместе с другими членами нашего клуба. К этим маршрутам предъявляются очень высокие требования: во-первых, маршрут должен быть познавательным и интересным с культурно-образовательной точки зрения. Во-вторых, маршрут должен быть интересным с точки зрения оффроуда и преодоленных препятствий, причем эти препятствия должны быть преодолимыми – ни у кого нет желания биться об стенку лбом. В-третьих, маршрут должен иметь свою “изюминку”, некую цель или идеологию. В-четвертых, маршрут должен иметь свой четкий график, поскольку туристы заранее планируют свои отпуска, берут билеты и т.п.  

Основным источником информации для составления маршрута, конечно же, служит интернет. Как правило, все новые маршруты собираются из частей других путешествий и складываются в новую нитку, с новой идеологией. Отчетов в интернете – море, но проблема в том, что при составлении нового маршрута толку от них очень мало. В этих отчетах множество эмоций, впечатлений и переживаний, но, увы, все это лишь сочинение на тему “Как я провел лето”.  Путешественники с удовольствием описывают красоту озера, на котором они сделали стоянку и прикладывают фотографии, но, зачастую, не пишут даже названия этого озера, не говоря уже об описании подъезда к нему. Почему-то эта информация считается ими не существенной, хотя при планировании путешествия очень остро встает вопрос о стоянках и местах ночевок, особенно с возможностью размещения большой группы туристов.

Практически все туристы сейчас пользуются GPS-навигаторами, но почти никто не выкладывает данные с навигаторов, а вместе с тем – это очень важный помощник: разбирая данные с навигатора и сопоставляя их с отчетом, можно узнать многое, вплоть до состояния дороги на определенных участках маршрута. Ведь это не только ваш маршрут на карте, но и информация о том, с какой скоростью вы проходили его, в каких точках делали остановки и сколько они длились.

Для составления маршрута высокой категории сложности информацию приходится доставать по крупинкам, но и эти крупинки далеко не всегда оказываются достоверными. Так, например, группа путешественников одного из крупнейших внедорожных клубов пишет авторитетно: “Дальше дорога не проходима”. А на поверку оказывается, что подтопленная колея имеет твердое дно, и при определенной сноровке может быть проходима даже на легковом автомобиле!  

Создание базы отчетов для планирования других путешествий и есть основная цель спортивного туризма. Маршруты, спланированные по грамотным отчетам, будут интересные, четкие, и, что самое главное, безопасные!

Каким образом оффроуд-соревнования соотносятся с походами

В мире оффроуда мы имеем огромное количество различных соревнований и мероприятий от дружеских и клубных покатушек, но по подготовленным трассам, до всемирно известного трофи-рейда “Ладога”.  Что общего у этих соревнований со спортивным туризмом и автопоходами?  Оказывается, что туристы могут соревноваться не только во время путешествий, но и, аналогично оффроуду, на подготовленных трассах . Такие трассы называются “Дистанции”.

На дистанциях моделируются препятствия, которые встречаются в автопоходах, только в сконцентрированном виде, и уже здесь спортсмены показывают свое мастерство преодоления препятствий, а измеряется оно как раз в секундах, затраченных на их прохождение.  

Туристические автомобили

Мы с вами выяснили, что неподготовленный автомобиль зачастую может оказаться в выигрышном положении по результатам похода в одних и тех же условиях, но как быть в соревновании на дистанции, ведь здесь, чем выше проходимость у автомобиля, тем лучше результат! Во-первых, отсекаются автомобили изначально предназначенные для спорта, в которых пожертвовано всем ради проходимости. Как правило, такие автомобили не могут передвигаться на большие расстояния по дорогам общего пользования, что несовместимо с понятием автотуризма как такового.

Если говорить о стандартных автомобилях, не подвергшихся критическим изменениям конструкции, то тут тоже есть значительная разница в проходимости. Здесь важным фактором является категория сложности дистанции, но в отличии от оффроуда, где ограничиваются максимальные возможности автомобиля для данной категории, в спортивном туризме все наоборот: более проходимые автомобили участвуют наравне с менее проходимыми, а для определенных категорий может быть введено ограничение по минимальному уровню подготовки и снаряжения. Где же справедливость?

На дистанциях с низкой сложностью справедливость кроется в особенностях дистанции, т.е. трассы прокладываются таким образом, чтобы более проходимые автомобили не имели преимущество перед теми,  уровень проходимости которых достаточен для категории сложности этой дистанции. Думаю, что никто не станет спорить, что любой кроссовер будет иметь преимущество в движении по лесным дорожкам перед тем же УАЗом на дистанции 2ой категории сложности. 

Что же касается более высоких категорий сложности, то здесь уже немного другой принцип: автомобиль в спортивном туризме – это в первую очередь снаряжение, как, например, байдарка в водном туризме или ботинки в пешем. К вопросу выбора снаряжения надо подходить ответственно и выбирать его в соответствии со своими планами. Никто же не виноват, что вы для водного похода купите тяжелую байдарку, на которой будет удобно и комфортно ходить, но обнос будет делать тяжелее, или купите красивые, но неудобные ботинки. Так и в автотуризме – Субару Форестер хорош на укатанных лесных дорожках, но не годится для движения по болоту. Соответственно, он не может принять участие в походе высокой категории сложности, а значит и на дистанциях  высокой сложности ему тоже делать нечего.

Технические требования к автомобилям

Технические требования находятся в стадии пересмотрения

Категории сложности

Класс соревнований на дистанциях соответствует категориям сложности маршрутов: на дистанциях используются препятствия, которые могут встречаться на маршруте соответствующей категории сложности. Если не вдаваться в сложные описания препятствий, то характеризировать можно примерно следующим образом:

1 к.с.Дороги с покрытием

2 к.с.Грунтовые дороги, по которым можно проехать обычным легковым автомобилям. Особенности этих двух категорий заключаются в грамотной стратегии, умении пользоваться картографией, навигацией, правильно рассчитывать время и расстояние.

3 к.с.Грунтовые дороги и не экстремальное бездорожье, проходимое без специального внедорожного снаряжения. Особенность данных дистанций заключается в том, что надо грамотно выбирать траекторию и не торопиться лишний раз – тогда вы нигде не сядете и в итоге получите преимущество во времени перед теми, кто поторопился, ринулся напролом и застрял – работа хай-джеком  съедает больше времени, чем выход штурмана из автомобиля для проверки территории.

4 к.с.  Бездорожье, проходимое с применением внедорожных аксессуаров, таких как реечный домкрат хай-джек, траки, ручная лебедка. На данной дистанции уже надо проявить умение пользоваться различным внедорожным снаряжением.

5 к.с.Бездорожье, проходимое с применением лебедки. Лебедка – практически незаменимый помощник путешественников по бездорожью, с этим спорить бесполезно. В этой категории сложности побеждают те команды, которые умеют продуктивнее пользоваться данным инструментом и делает это безопасно, ведь за нарушение правил т.б. могут начисляться штрафы, причем не только в этой, но и в любой категории сложности, но чем она выше, тем сложнее их не нарушить, а безопасность – это самый важный фактор в походах!  Ну и конечно, правильный выбор надежной лебедки для своего спортивного автомобиля тоже имеет важное значение: отказавшая лебедка во время путешествия может доставить множество неприятностей. 

6 к.с.Сложное бездорожье в сложных климатических условиях. На соревнованиях этой категории сложности надо проявить не только все вышеописанные умения, но и быть готовым к проверке своей выносливости и стойкости экстремальной погодой.

Для соревнований на маршрутах так же есть условия минимальной протяженности и продолжительности похода.

Официальные документы

В оффроуд-соревнованиях мы привыкли к такому понятию как Регламент. В спортивном туризме, документ называющийся Регламентом несет несколько другой смысл. Это Регламент по виду спорта, и относится не к конкретно взятым соревнованиям, а к виду спорта в целом и является основополагающим нормативным документом для организации соревнований.

Следующий за регламентом документ называется “Положение о проведении соревнований”. В целом – это выдержка из календаря официальных мероприятий на год. Основная информация, которая полезна для участников – это даты проведения соревнований, организаторы этих соревнований, а так же, кто и каким образом может принять участие в них. Положение является официальным вызовом (приглашением) на соревнование. Поскольку оно составляется чуть ли не за год до события, то имеет весьма общую информацию и  организационный комитет публикует различные информационные бюллетени, уточняющие и дополняющие эту информацию. Таким образом, само Положение, чем ближе к соревнованиям, тем менее актуально.

Главным документом для участников соревнований является “Условия проведения соревнований”. Именно в нем описано, что и как будет происходить непосредственно во время соревнований, какие будут трассы, что надо будет делать участникам, чего делать нельзя и что будет за то, если сделаете что-то не то. Там же будут описаны принципы судейства и подсчета результатов. В общем, это именно то, что в оффроуде привыкли называть регламентом.

Профессиональный спорт

Официально спортивный туризм является видом спорта высших достижений, включен во всероссийский реестр видов спорта и имеет номер-код вида спорта: 0840005411Я. Стоит заглянуть в положение о проведении соревнований и сразу же бросается в глаза фраза: “К спортивным соревнованиям допускаются сильнейшие спортсмены субъектов Российской Федерации”. Первая мысль которая приходит в голову: “какой же я сильнейший спортсмен, у меня опыта-то – всего несколько раз в  Карелию съездил, да даже зачетной книжки нет”. Но, поскольку долгое время этот вид спорта находился в заброшенном состоянии, и только сейчас начинает вновь возрождаться, Вы, за плечами которых поездка в Карелию – и есть сильнейшие спортсмены. Все когда-то с чего-то начиналось, и спортивный автотуризм начинается именно сейчас! Именно Вы можете принять участие в соревнованиях, получить зачетную книжку, разряд и, в итоге, даже приблизиться к высшим достижениям, вплоть до звания Мастера Спорта.           

 

Комментарии

Очень доходчиво написано.

Очень доходчиво написано. Спасибо! А как получить зачётную книжку?

З.К.

Все подробно расписанно здесь: http://www.meridian-club.ru/node/43