День 5. Тысяча Ручьев" и "Rolling Stones". Cердце Северных Гор!

В этот день мы боролись со всеми четырьмя стихиями сразу: ЗЕМЛЕЙ в виде миллиона камней на ней, ВОДОЙ в виде тысячи ручьев, ВОЗДУХОМ в виде облаков на вершине горы Кедыквыпахк и ОГНЕМ в виде примуса Александра Живицкого !!!

Если посмотреть на современный атлас мурманской области, то до сих пор можно обнаружить грунтовую дорогу идущую по берегу Умбозера с севера на юг между поселком Октябрьский и городом Ревда. Дорога идет вдоль полотна железной дороги и, казалось бы, такой тандем дает надежду пройти на машине этим путем. Но, увы, дорога для обычного транспорта не проходима. Эти 70 километров можно одолеть только на внедорожнике. Не зря эта трасса у Мурманских джиперов носит название "1000 ручьев".

И название дано не зря. Вся дорога практически на половине своей дистанции проходит по узкой полоске земли зажатой между Умбозером и Ловозерскими тундрами. Чистейшие горные ручьи пересекают дорогу буквально каждые сто метров. Мостов давно нет, а те, что сохранились - в плачевном состоянии.

В некоторых местах грунтовка выходит на полотно железной дороги и идет практически по шпалам. Этот участок, соединяющий станцию Титан Мурманской ЖД с поселком Ревда, есть не что иное, как единственная действующая часть печально знаменитой "стройки № 509". Наверное, многие слышали о печально знаменитой сталинской дороге №501 и 503 ГУЛЖДС НКВД СССР, которую тянули от Салехарда через Надым и Уренгой в Игарку. И уж точно многие знаю о БАМе. Да, да БАМ, у него тоже был свой номер - 508. Были такие стройки и на Кольском полуострове. И если № 511 (Мурмаши-Никель-Печенга, строительство железной дороги Кица-Печенга- Лиинахамари и дорог к аэродромам ВВС) была построена и в данное время активно используется, то судьба еще одного мегапроекта - стойки №509 оказалась печальней вдвойне.

Гигантский проект по строительству железнодорожной магистрали до незамерзающего порта Иоканьга через весь Кольский полуостров, возложили, как водится, на заключенных. Ударная работа, и к 1953 году дорога была построена до 100 километра. Со смертью "самого" стройка была остановлена, и в тундре остался рукотворный памятник тысячи жизням, загубленным на этой бесполезной стройке. И лишь один участок успел дойти до логического завершения. А именно, та самая ветка до Ревды. Поселок Ревда возник на пустом месте в те же годы, а виной всему строящийся теми же трудовыми ресурсами Ловозерский горно-обогатительный комбинат (ГОК). В окрестностях Ревды до сих пор можно найти хорошо сохранившиеся развалины сталинского лагеря.

Ветка до Ревды строилась без соблюдения стандартов, в ускоренном темпе и планировалась только лишь для завоза многотонного оборудования для запуска ГОКа. Использовать ее для вывоза продукции, а уж тем более для пассажирского движения, не планировалось. Но как это часто бывает, жизнь внесла свои коррективы, и в последующие годы ветка активно использовалась и гражданскими поездами.

В девяностые года 20 века ветка окончательно перестала обслуживаться. Именно тогда дорога ОФИЦИАЛЬНО была закрыта для движения поездов. Т.е. их как бы и нет, но на самом деле движение не останавливалось. Насыпь постепенно размывалась теми самыми тысячью ручьями. Перевозки по дороге становились действительно экстремальным занятием. Часто происходили аварии, тепловозы сходили с рельс, с насыпи падали вагоны...

 

Словом "тундра" саамы обозначали каменистые возвышенности, поднимающиеся над лесом. Более низкие возвышенности, поросшие лесом, называют сопками. На востоке и севере полуострова есть классическая тундра - низменная, ровная, болотистая с зарослями карликовых деревьев и ягодников (брусники, вороники, морошки).

Ловозерские Тундры - это высокое плато в виде гигантской подковы, обращенной концами к Ловозеру, а тыльной стороной - к Умбозеру. Самая высокая вершина здесь - Ангвундасчорр - 1116 м, всего на 84 м ниже наивысшей вершины Хибин. Почти не уступает ей по высоте и г. Кедыквырпакх - 1106 м.  в переводе с Саамского означает “Гора катящихся камней”

На гору существует дорога, пригодная для автомобилей повышенной проходимости, которая проходит через Перевал Геологов - узкую перемычку между двумя цирками, называющимися “Цирки Раслака”. Высота скальных стенок здесь более 200 метров. Происхождение цирков – ледниковое: огромная толща ледника давила на поверхность гор; в местах, где порода была слабее, особенно по краям массива, порода трескалась и выкрашивалась. В период таяния ледника щебень уносился водой, оставалась большая круглая каменная чаша с отвесными стенками и понижением-выходом.