Послесловие организатора рейда

Не успеешь оглянуться, а уже экватор, а за ним время течет еще быстрее, ведь последние дни это возвращение домой… Так бывает всегда, так было и в этот раз – 16 дней пролетели незаметно, на одном дыхании. Каким он был, этот рейд? Могу описать одним словом – ДРУГИМ!  Да, именно, рейд был другим, все было как то по другому, не так как в предыдущие годы. Теперь что именно было другим…Как мне кажется все определил маршрут – впервые мы отправились дальше, чем обычно, в непривычные условия, в новую климатическую зону, где все было по-другому: погода, дороги, трудности и препятствия…

Началось все с необычно старта с территории Петропавловской крепости, под полуденный выстрел сигнального орудия. К этому моменту мы уже поделились на две команды: PROи LITE, это тоже было впервые и необычно для нас. Впервые был фактически 2х-дневный перегон, и не было дневки вначале, ни в первый день рейда, да и дневку на Терском береге, как таковую за дневку считать нельзя – весь день мы проходили радиалку. Не могу сказать, что это было очень плохо, но ряд организационно-хозяйственных  и технических  вопросов пришлось решать в процессе ходовых дней.

Рейд был спортивным: дружеские посиделки вечером у костра, с различными напитками фактически отсутствовали. За день выматывались так, что вечером оставались силы только на самое необходимое: покушать, починить что-то, если требовалось, и пойти спать.

Сложность трассы заключалась не в сложности бездорожья, а в том, что испытывала пилотов на выносливость. Это был “пилотский” рейд – все серьезные испытания достались на долю именно пилотов, а штурмана лишь несколько раз размяли косточки.

Поломки техники, конечно же, имели место быть, без этого не обходится ни одна существенная поездка, но в этот раз они не составляли массу неудобств и неприятностей. Практически все решалось почти сразу, без значительной потери времени. Ни одного отказа несовместимого с продолжением дальнейшего движения, как например, в прошлом году, не было. Хочется верить, что это не просто случайность, а правильно проведенная техническая подготовка перед рейдом, когда максимум возможности было уделено надежности автомобиля, а от сомнительных новшеств увеличивающих проходимость – отказались.

Все поломки автомобилей оказались специфичными и за исключением повреждения резины и колесных дисков не имели характерных тенденций: там открутилась гайка из-за нерадивого слесаря, не установившего стопорной пластины, здесь подошел к концу тормозной цилиндр и т.д.  Оторванный глушитель и поврежденный случайным попаданием камня амортизатор вообще за поломку можно не считать. Могу только отметить лопнувшие передние пружины на двух нивах, и выбитый маятниковый рычаг, так-же на 2х нивах.

Хочется отдельно сказать про экипировку – лично наш экипаж приобрел экипировку на мембранной основе, и честно говоря, я весь рейд очень радовался этому приобретению. Во многих отчетах я читал что, без серьезной одежды там делать нечего. Конечно же это лукавство. Среди участников было много тех, кто пожалел денег на дорогостоящее снаряжение и ничего,  выжили и были довольны. Просто нам было чуточку комфортнее. Но хочу тут же бросить, даже не ложку дегтя, целый ковшик дегтя! Если послушать окружающих, то можно подумать, что мембрана, это нечто такое фантастическое, с другой планеты или как минимум из будущего… На самом деле все эти восхваления и оды дело рук торгашей, задача которых мембрану продать, кроме того, есть еще определенный контингент брехачей – героев анекдота “… мне Рабинович напел”. У мембранной ткани есть масса недостатков, кое о чем я хочу рассказать.

Первый и  самый важный для автотуристов недостаток, это сказка, о том, что мембрана не промокает и при этом дышит. Да, это справедливо, но только при определенных условиях. Мембрана на самом деле – пористый материал и проводит влагу как в одну сторону, так и в другую, а эффект непромокаемости и отведения влаги от тела основан на разности температур. Чем больше эта разница тем лучше работает мембрана. В общем то до тех пор, пока вы гуляете по экстремальным погодным условиям, все хорошо, но стоит вам сесть в автомобиль... На улице дождь, вы садитесь в автомобиль, и кто-то из вашей команды просит включить печку, чтобы высушиться. В итоге мембрана начинает успешно проводить влагу. Но это не все,  мембрана не дышит на самом деле, а отводит влагу! В результате получается, что она теряет основную свою особенность и итог печальный, примерно такой-же как если вы в мокрой одежде завернетесь в полиэтилен!   Даже если сесть в машину не с дождя, все равно, через некоторое время начинаешь чувствовать себя весьма не уютно.

Если сюда добавить ряд других известных недостатков, таких как высокая стоимость, недолговечность (средний срок службы 3 сезона),  износонеустойчивость - мембрана боится механических воздействий: ее нельзя стирать, сушить надо особым образом, кроме того в местах наибольших усилий (локти, колени, плечи) быстро изнашивается, требует правильного хранения и не любит изломов, то отказ от приобретения дорогостоящего снаряжения выглядит не глупостью, а скорее разумным и обоснованным выводом.

Я не призываю вас отказываться от изделий от мембраны, как может показаться, нет-нет, наоборот, я нисколечко не пожалел о потраченных деньгах, и нам было очень комфортно и уютно. Просто я знал, что такое мембрана, как ей пользоваться и на мне не было розовых очков, поэтому я не разочаровался!  Как говорится не ожидайте ничего, и не будете разочарованы!

От личного снаряжения перейдем к групповому. Перед поездкой от людей, уже побывавших в тех краях, я слышал мнение, что такая вещь как тент – абсолютно бесполезна. На самом деле ерунда, ну во первых подходящих деревьев нет только за Мурманском, а если вам хоть раз придется ставить его в дороге, то его уже следует брать с собой. Но гораздо лучше научиться устанавливать тент независимо от отсутствия деревьев. Для этого были придуманы две стойки, конструктивно крепящиеся к экспедиционным багажникам, остальные точки растягивались на автомобили без дополнительных доработок. Таким образом 6ти автомобилей оказалось достаточно, чтобы установить тент 6x8 м.   В группе лайт тент был маленький, но зато со стойками в комплекте. Это полностью решало вопрос.

Далее из особого снаряжения хочется отметить платку «Печора», предоставленную компанией “Normal”. Основное назначение – это кухня: защита от ветра газовых приборов и комфортное работа поваров и дежурных. Забегая вперед скажу оценка на отлично, но сказать, что вещь абсолютно незаменимая не могу. Если подумать хорошенько, то так можно сказать практически и всем снаряжении – отправиться в поход и выжить можно и имея только ножик и спички в кармане, но весь вопрос в том, чтобы поход не было выживанием, а был приятным путешествием. Костра у нас не было только в одном единственном лагере на г. Кидыквырпахк, правда если поставить себе задачу, то дрова можно было привезти и от подножия горы на багажниках. Все разговоры о тотальном отсутствии дров мягко говоря преувеличение, но зачастую готовить на газу было гораздо удобнее. За Мурманском, в большинстве случаев, организация костра требовала массу усилий по доставке дров и их разжиганию, в то время пока организовывался костер дежурные имели возможность спокойно приготовить пищу и мы не зависели от того, как долго костер будет разгораться.  Как показала практика приготовление пищи в пути, когда палатка не устанавливалась, обойтись с газом можно и без нее, но тогда необходимо организовывать некую ветрозащиту, и даже с ней теплоотдача резко снижалась.

О конструкции и использованию Печоры будет отдельная статья, поэтому перейдем к средствам, на которых приготавливалась пища.  Самым производительным агрегатом являлся примус «Шмель»: высокая теплопроизводительность, топливная независимость (бензин всегда есть в автомобилях), фактически единственный прибор, который спокойно мог работать без какой либо защиты от ветра. Недостатки: требовательный к обслуживанию – разжигать и следить за ним должен человек, который умеет пользоваться этим аппаратом и имеет хорошие знания по его устройству; практически отсутствует возможность регулировать мощность, что делает невозможным приготовления блюд, которые надо варить или жарить, реально подходит только для кипячения воды;  опасен – нельзя оставить без присмотра: за время рейда дважды случались инциденты, один раз при розжиге, второй раз из-за перегрева топливного резервуара, оба раза без последствий, но нервы потрепал.

Далее в ряду аппаратов следует обычная газовая плита с пропановым баллоном. Удобно, безопасно, дешево, просто в обращении готовить может любой член команды и даже блондинка. В общем как дома. Существенный недостаток один – занимаемое место и как результат сложно сделать так, чтобы было удобно и быстро доставать и разворачивать в дороге, поскольку такой объем хочется запихать поглубже – есть много других важных вещей, которые  должны находиться под рукой: инструмент, сапоги, внедорожное снаряжение…

Ну и наконец, индивидуальные туристические газовые горелки. Здесь чуть сложнее в обращении, чем с газовой плитой, но достаточно один раз показать и любой член экипажа дальше спокойно ей пользуется,  но основное преимущество – это малогабаритность. Кроме того у портативных газовых горелок меньшая чувствительность к ветру, чем у газовой плиты, хотя ветрозащита тоже обязательно требуется, но газовую плиту разжигать на улице, даже в отсутствии сильного ветра просто бессмысленно.  Без недостатков тоже не обошлось - идеала не бывает:  высокая стоимость, как самих горелок так и топлива для них. Кроме того горелки из-за своих размеров очень неустойчивы: надо выбирать ровную поверхность для установки, а так же постоянно следить, дабы никто случайно не задел.

Мы испробовали все три варианта и для всех нашлось свое применение где они проявили свои самые сильные стороны: Примус – быстро нагреть большой объем воды, например для того чтобы помыться; Газовая плита отлично справлялась с приготовлением различных в том числе сложных блюд, таких как жаренные грибы на стоянках; Портативные газовые горелки – незаменимый помощник на трассе, когда надо быстро разогреть что-то.  Что взять с собой, а от чего отказаться - решайте сами, только помните, что правильный выбор необходимого снаряжения – залог приятного путешествия.

К специфическому снаряжению так-же хочется добавить походный душ. На этот раз их было два, один уже привычный нам топотун, и второй, электро-душ, работающий от гнезда прикуривателя. Новинка себя хорошо зарекомендовала, оказался экономичным и удобным. К недостаткам можно лишь отнести небольшую длину шнура питания и неудачное расположение кнопки включения на шнуре, а не на лейке, что было бы логичным. С кнопкой пришлось мериться, а для шнура  использовали удлинитель гнезда прикуривателя, имевшийся среди различного снаряжения.

В общем то вот и все, что хотелось сказать, осталось только поблагодарить тех, кто помогал в разработке маршрута:

Самый неоценимый вклад внес Дмитрий Беспалов. Уже не в первый раз его превосходные отчеты ложатся в основу разрабатываемого маршрута, хорошо, что есть еще в интернете люди, умеющие качественно писать отчеты!

Спасибо Тимофею Черкасову, изменившему маршрут всего лишь на 2.3 километра, но возможно именно сэкономленное там время позволило нам захватить замечательный момент на перевале Геологов, увидеть фантастическую радугу и подняться на Кедыквырпахк до облачности.

Так же хочется поблагодарить Кирилла Толкачева за предоставленные треки и описания.