Битва за Кукас

Сейды - это "угловатые неровные камни", установленные на валунчики-ножки, которых чаще всего было три. Саамские рыболовы и охотники ставили их на высоких берегах морей и озер, на островах и у порогов, чтобы их было видно издалека. Саамы почитали не сам камень, а живущий в нем дух божества, помогающего в жизни: особенно в промыслах, при болезни и в путешествиях. Согласно поверьям, в камни вселялись души умерших предков, шаманов. Изваяния делились на коллективные и индивидуальные. Первые устанавливались на возвышении, вторые - обычно в укромных местах. Сейду приносили жертвы, чаще всего оленьи рога, головы и хвосты рыб, реже других животных. 

С сейдами было связано много запретов: к ним не пускали женщин, рядом нельзя было громко разговаривать. Мужчины подходили к сейдам на коленях. Особенно святыми считались камни, похожие на человека. Священным считался не только сейд, но и место, где он стоит. 

Уж не знаю, что мы не так сделали, то ли громко разговаривали, то ли не на коленях подошли к сейдам, но Кукас был страшен в гневе: 

Подъем оттянули на 2 часа, из-за позднего завершения предыдущего дня. Достаточно быстро добрались до ГЭС. В отчетах я несколько раз читал, что ГЭС возникает неожиданно, из-за поворота, но, даже наблюдая за GPS и зная, что она вот-вот появится, был очень удивлен! Ждать охрану пришлось долго, минут 15, да и то охранника позвал другой рабочий с ГЭС, который возвращался из леса с корзинкой, то ли ягод, то ли грибов. Охранник посмотрел на документы, убедился в наличии всех разрешений и произнес фантастическую фразу, не опубликовать которую я не могу: "А я уж собирался мзду с вас брать", в данном случае она могла означать только одно, что даже без официально оформленного пропуска, проехать тоже можно, но уже не бесплатно. 

ГЭС-9 Каскада Нивских ГЭС построена 1964, перепад высот составляет 37 метров (верхний уровень 109 метров, нижний 72), в 2010 году впервые за все время существования проводится ремонт водосброса. 

Дальше нас ждал Спец. Участок "Кукас". Начало зимника нашли без труда, по описанию велосипедистов. Стравили резину и в бой! Как всегда открывающим был отправлен Александр Живицкий, уехал он, правда, не далеко - первая грязь началась метров через 100. Обойдя другим экипажем по бровке, дергаем вперед и опять бросаем Шеви-Ниву в разведку. 

По зимнику, очевидно, уже много лет никто не ездил и он зарос подлеском, преимущественно ольхой, высотой около 3х метров, но дорога четко просматривалась. 

Достаточно быстро и бодро пробиваемся вперед. Первая проблема всплывает где-то на 2/5 расстояния до цели - на длинной Ниве Покровских начинает хрустеть редуктор заднего моста. Принимается решение оставить Ниву, поскольку бросок все равно радиальный. Перегружаем вещи, а заодно устраиваем обед на единственной полянке. Параллельно приготовлению обеда вперед отправляются пешие разведчики, которые докладывают о том, что впереди ручей со сгнившим мостом. 

Быстро расправившись с обедом, так же быстро расправляемся с ручьем - просто напилив все, что осталось от моста, и забрасываем в ручей. 

Спустя некоторое время прошел дождь и группу "накрыло". В разных позах оказались сидящими почти все. Впереди мучился московский УАЗ с Шеви-Нивой на хвосте, у которой так же вышел из строя задний редуктор, Дальше был Патруль, который сел при попытке сдать назад и дернуть УАЗ Патриот, сидевший в результате попытки вытащить Ниву. На Патриоте к тому времени уже вышла из строя лебедка. Где-то в самом хвосте не сидела, но и помочь никому не могла, еще одна Шеви-Нива. 

До Кукаса от головной машины оставался километр. Тогда-то и было принято решение отправить пешую разведку до озера, но и этот оставшийся километр разведчики не прошли: дойдя до болота, констатировали невозможность дальнейшего движения на машинах туристического класса. Солнце село и было принято решение о возвращении. Ставить лагерь посреди заболоченного леса никто не захотел, да и силы еще оставались! 

Впервые за 3 года наших путешествий по Карелии мы были вынуждены развернуться, так и не добравшись до цели. В общем-то проходимость данного С/У изначально ставилась под сомнение, но то, что отрицательный результат - тоже результат, успокаивало слабо и достаточно быстро все скисли. 

Пока Уазик разворачивал недоприводную Шеви-Ниву и выковыривал Патруль, удалось починить лебедку на Патриоте. Много времени потратили на разворот и выковыривание из болотины Нивы Александры Бачалдиной. Никак не могли найти за что лебедиться - слабый болотный грунт не держал деревья. 

Наконец освободившись, УАЗ с нивой ускакал вперед, оставив разбираться с недоприводом Патруль и Патриот. К тому времени, когда Уаз добрался до оставленной длинной Нивы, место разворота было вконец размешано и все дружно сидели в этом расколбасе, высосав аккумулятор лебедкой. 

Было принято решение о возвращении УАЗа назад. Если Патриот хоть и мог двигаться сам, то уже тащить за собой Патруль и Недоприводную ниву слабой лебедкой (6000 lba) не мог. К моменту возвращения УАЗа в арьергард, удалось подзарядить аккумулятор и вытащить из болотного плена и Патруль и Шеви ниву.

Поделившись по-братски - УАЗу достался недопривод, а Патриоту Патруль, - дальше поскакали довольно бодро: до импровизированного моста доехали всего с одним лебежением УАЗа и поддергиванием Патруля. Зацепили длинную ниву на Патриот и поскакали дальше. Где-то за километр до выезда обнаружили намертво сидящие две Нивы - Вороновых и Бачалдиной. Как оказалось, у ребят не было с собой хай-джека и они полночи безуспешно бились дедовскими способами, при помощи лаг. 

К тому времени, длинная нива превратилась не то, что в недопривод, а и вовсе в "тыкву" (по аналогии со сказкой про Золушку), порвав еще заодно и передний редуктор. Единственным выбравшимся на тот момент был экипаж московской Шнивы, но связаться по рации с ними не получалось - у ребят отпаялся провод на тангенте. 

Забавный момент про отсутствие хай-джеков может заставить некоторых призадуматься при подготовке рейда: ну у экипажа Бачалдина/Таранов такой инструмент отсутствовал как класс, а вот Вороновы оставили его сознательно дома. При подготовке рейда и распределении снаряжения подумалось: "Зачем нам на каждой машине хай-джек, ведь все равно в колонне идем, если что - снимем с другой машины, поэтому давайте разгрузим Нивы". А вот о том, что нива без хай-джека будет послана в самостоятельное плавание, поскольку в хвосте от нее все равно помощи не много, лишь бы сама без лебедки ехала - предусмотреть не смогли, а был бы Хай-Джек, глядишь на пару часов раньше оказались бы в лагере. Кстати, это был уже не первый раз, когда мы наступили на эти "грабли" - во время поиска места для лагеря, экипаж Воронова был отправлен разведывать дорожку, где успешно сел на пень, тогда, правда, быстро все решилось - крикнули по рации и подвезли джек другим экипажем. 

Ну, дальше вроде выбрались, посидев слегка - всего-то на пару часиков, в 100 метрах о лагеря... Честное слово, не знаю, что там было - меня с посаженным аккумулятором и дымящейся лебедкой, после того как был порван любимый трос Воронова, отправили в лагерь наводить порядки там, зато УАЗ в течении часа бодро вытаскивал из этой чачи и привозил в лагерь по одной оставшиеся машины: 

В лагере по-быстрому был сварен суп из подручных продуктов (поскольку зав. прод. сидел еще на С/У). Быстро покушали, накатили боевые 100 грамм и разбрелись подремать; ну, разбрелись нормальные люди, а некоторые еще до 4 часов дня обсуждали свои внедорожные подвиги: 

Типично лесной характер имеет и фауна республики. Здесь водятся крупные и средние хищники, такие как волк, медведь, рысь; парнокопытные - лось, северный олень, кабан; встречаются около 270 видов птиц. Многочисленные животные Карелии относятся в основном к обитателям подзон северной и средней тайги. 

Подъем состоялся в 18.00. Был организован теплый душ, участники стирали боевую одежду в озере и отмывали сапоги. Заехал представитель местной власти, узнать, кто такие и что делаем. Вполне приятный человек - не стал трясти удостоверением (как это, зачастую, бывает в той же Лен. Области) и рассказывать про ЧС, которая введена в связи с пожарами. Просто пообщались, поделились впечатлениями, мыслями: Мы заверили, что костры за собой тушим и мусор вывозим, а нам пожелали приятного отдыха. В общем, к нормальным людям и отношение нормальное. 

Когда солнце село, в лагере начали раздаваться сочные металлические удары - это, соорудив "обратный молоток" из реечного домкрата "Хай-Джек", меняли редуктор заднего моста на машине Покровских: К утру все машины были на ходу, правда, двое оставались недоприводами. 

Северный полярный круг - одна из пяти главных параллелей, обозначенных на карте Земли, находится в 66° 33'39" (66.56083°) к северу от экватора. Область к северу от северного полярного круга называется Арктикой. 

Северный полярный круг обозначает южную границу области полярного дня и полярной ночи. В любом месте к северу от полярного круга солнце находится над горизонтом в течение 24 часов, по крайней мере, один раз в год и не показывается над горизонтом в течение 24 часов, по крайней мере, один раз в год. На широте полярного круга эти события происходят ровно по одному разу в год: в июне и декабре в дни солнцестояния. 

Графиком рейда не был предусмотрен вариант, что группа не сможет пройти на Кукас, но при этом потратит на это два дня. Предполагалось либо успешное прохождение, либо быстрый отказ и запасной вариант с востока. Но на Кукас хотелось всем и после такого C/У хотелось еще больше, чем до него. Ехать по запасному варианту без дневки смысла не имело, поскольку запасной спец. участок на Кукас с востока имел расчетное время прохождения 8 часов. Решено было нагонять график! 

Подъем был назначен на 6 утра, но я сжалился, и пока закипала вода в чайниках, подождал, не давая сигнал подъема до 6.30. Практически сразу после отъезда из лагеря оказалось, что на ряде машин что-то не в порядке. Несколько раз останавливались: что-то откручивали, подкручивали, отгибали, заколачивали, отрезали: 

Конечно, на маленьком грейдере, ведущем от Зареченска на ГЭС, никаких обозначений границы Полярного Круга нет, поэтому пришлось исправить это. Вычислив координаты при помощи системы глобального позиционирования, мы поставили самодельную табличку и, сделав памятное фото, с гордостью ПЕРЕСЕКЛИ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ КРУГ, таким образом, выполнив намеченную цель: прошли от Санкт-Петербурга до Полярного Круга, минуя трассу М-18 "Кола". 

Небольшое лирическое отступление: Как оказалось, некоторые из участников не имеют понятия, что такое полярный круг, то есть знают, что где-то на севере, но физического смысла не представляют. Насколько я понял, до конца объяснить не получилось, поскольку из всего высказанного и объясненного удалось выделить только то, что полярный круг проходит поперек нашего маршрута следования. Поэтому некоторые участники быстро ввели в обиход понятие "Северный Поперек", и когда попросили вырезать табличку "Полярный Круг", ничего умнее не придумали, как написать "Северный Поперек". Еще долго будут ломать голову проезжающие мимо сотрудники ГЭС, что же это такое означает: 

После глобального фотографирования с нарисованной линией и табличкой "Поперек" мы продолжили движение еще на север, до г. Кандалакша, где пополнили запасы продовольствия и запчастей. Слава Богу, медикаменты больше не требовались, и никто больше не болел, а все лишь прикалывались: когда кто-нибудь чихал, дружно кричали: "Доктор, а он чихнул!" - видимо, это стало неким ритуалом, который стал оберегать всех участников от болезней до самого конца путешествия. 

Как я уже писал в самом начале, у нас была договоренность с порталом "Водитель Петербурга", что на портале будут размещаться отчеты о том, как группа проходит маршрут. И я честно, каждый вечер писал краткий отчет о том, как прошел день, отбирал фотографии, сделанные за день, редактировал их, а потом бегал по окрестностям, в поисках места, откуда можно было бы отправить отчет. Зачастую, не с первого раза удавалось отправить письмо, и в результате создание и отправка отчета занимала по полтора-два часа. Выбравшись в цивилизацию, мы c сожалением обнаружили, что информация на портале так и замерла на втором дне. Друзья и родственники участников названивали и волновались, почему нет отчетов, и все ли у нас в порядке. 

Как выяснилось уже после возвращения в Петербург, дирекцию портала не устраивали мои "технические" отчеты, видимо они были скучны с точки зрения руководства, а редактировать и подводить их под художественный облик никто не хотел, и размещение отчетов было прекращено. И, возможно, мной бы это было понято и принято без обид, если бы не один факт - размещение отчетов было прекращено в одностороннем порядке, без информирования нас, несмотря на то, что я регулярно проверял почту и отправлял ответы! Как результат, просто колоссальное количество времени было потрачено на отправку отчетов впустую! 

В Кандалакше появилась нормальная связь 3G и поэтому, пока вся группа занималась закупкой продовольствия, запчастей и прочего, я, плотно засев за ноутбук, опубликовал все отчеты с фотографиями на своем сайте; к сожалению, по ходу всего рейда публиковать отчеты на сайте возможности не было - связь была такая, что приходилось иногда стоять и на вытянутой руке держать ноутбук, чтобы ушло сообщение. Ни о какой полноценной работе с сайтом говорить не приходится. Препятствовать обдиранию рекламных наклеек портала с автомобилей участников я не стал. 

С целью экономии времени решили пообедать в кафе, коим стал один из самых навороченных ресторанов города, где нас покормили комплексным обедом за 200р! После обеда взяли курс на юг - в сторону дома! На сей раз маршрут пролегал по трассе М-18 "Кола", где мы не упустили шанс устроить еще одно глобальное фотографирование, но уже со всем известной стелой "Полярный Круг", правда, обычно все фотографируются на пути туда, а мы - обратно! 

Традиционно, группу, фотографирующуюся со стелой, приветствовали сигналами проезжавшие мимо автомобили. Последнего из поприветствовавших нам было суждено встретить еще раз: чуть позже, спустя несколько минут - лобовое столкновение двух автомобилей случилось буквально перед самой колонной. Прозвучавшее в рацию: "Колонна СТОП! Врач приготовится." заставила встрепенуться всех. Но все обошлось: обе столкнувшиеся иномарки были оборудованы подушками безопасности, врачебная помощь не потребовалась, а от другой помощи пострадавшие в ДТП тоже отказались и мы отправились дальше - делать вторую попытку покорения Кукаса, но уже по резервному спец. участку. 

60 километров лесной дороги густо усеянной каменными валунами покорились за 5 часов. Особых внедорожных приключений не встретилось, поэтому пришлось придумывать их самостоятельно. На одном из традиционных полуразрушенных мостов был устроен "cтритрейс" - пилоты разошлись во мнении о правильном прохождении, поэтому каждый пошел своим маршрутом: или через мост или в брод. В первом заезде Уаз вброд обогнал Ниву, движущуюся через мост, а во втором заезде заднеприводная длинная нива по мосту обогнала переднепреводную Шевроле Ниву двигающуюся в брод - все дороги хороши, выбирай на вкус! 

Кукас встретил грозой и ливнем. Сначала переднеприводная Шеви-Нива на мосту через р. Кукса провалилась между бревен, и для ее вытаскивания под ливнем и раскатами грома пришлось растягивать две лебедки, поднимать машину и ставить ее на траки, а позже постановка лагеря в экстремальных условиях штормового ветра и грозы. Но и с этими трудностями все успешно справились. 

Течение воды - одна из трех ипостасей, на которую, судя по поговорке, может бесконечно смотреть человек. И действительно, вид падающей воды, разбивающейся о камни на мириады серебряных брызг, завораживает. Можно часами смотреть на это зрелище. 

Кукас - уникальное живописное труднодоступное, малопосещаемое, высокогорное озеро с потрясающей прозрачностью воды - в солнечную погоду на глубине 20 м можно видеть монетку. Издавна местные жители называли эти места финской Швейцарией. По форме Кукас напоминает расколотый бумеранг, вытянутый с запада на восток на 25 км и расположенный в самой северной части западной Карелии. Озеро Кукас вместе с Челозером и Княжегубским водохранилищем заслуженно входят в список самых популярных в Карелии водных байдарочных маршрутов и представляют собой место идеального отдыха на воде. 

Кукас показался, но не покорился! Ночная гроза отступила, но оставила за собой штормовой ветер. Из-за сильного волнения на озере было принято решение об отмене радиального водного маршрута на байдарках - будет повод вернуться. 

Дневка превратилась в сплошную борьбу со штормом (на этом месте автор убежал ловить очередную улетающую палатку). Единственным выходом было привязать палатки к машинам, но и это не спасло, большинство палаток были переставлены вглубь леса, где ветер не был столь порывистым. Воспользовавшись проверенным средством (обратный молототок из Хай-Джека), была возвращена в строй полноприводных Шеви Нива Александра Живицкого. 

Когда борьба со стихией была успешно закончена, участники совершили короткий радиальный пеший маршрут на водопад и поучаствовали в игре "Геокешинг", найдя тайник "Водопады Куксы", а самые отчаянные даже искупались в водопаде!