Каким топливом следует заправляться

Среди автолюбителей распространено несколько заблуждений, касающихся марок топлива. Особенно часто такие заблуждения встречаются среди автопутешественников, которым приходится заправляться на различных АЗС вдали от дома и, зачастую, рассчитывать запас топлива до следующей заправки. Поэтому автовладельцы пытаются искать способы либо заправиться более качественным топливом, либо сэкономить его. Такие попытки приводят, в лучшем случае, к финансовым потерям, а в худшем - еще и наносят вред техническому состоянию автомобиля.
 
Мифы
 
Заблуждение первое: на сомнительной АЗС залить бензин 95ый вместо 92ого, предполагая, что он окажется качественнее.
 
Заблуждение второе:  на машинах с электронными системами управления двигателем (впрысковыми, инжекторными двигателями) компьютер сам настраивает все параметры и, поэтому, можно заливать 92ой бензин вместо 95ого.  
 
Заблуждение третье: заправить бензин 95ый вместо 92ого, предполагая, что расход 95ого  топлива будет меньше, и, соответственно, на одном баке пробег автомобиля будет больше. Еще иногда так поступают в надежде на то, что финансовая выгода такой экономии от расхода будет больше, чем разница в цене топлива.
 
Внутри цилиндров
 
Все эти распространенные мифы образовались из-за технической неграмотности водителей. Давайте разберемся с тем, что происходит в двигателе, когда сгорает топливо. После того, как  смесь распыленного бензина и воздуха оказалась в цилиндре двигателя,  она сжимается (Поршень идет вверх, уменьшая объем свободного пространства в цилиндре). Сжатая смесь поджигается искрой свечи. Смесь горит. При горении она расширяется и создает давление на поршень. Это давление и есть движущая сила, которая после множества механических преобразований передается на колеса и заставляет автомобиль ехать. Если смесь будет сжата сильнее, чем нужно, то вместо медленного и плавного горения будет происходить резкий взрыв. Этот эффект называют детонацией - она очень губительна для двигателя, т.к. несет в себе разрушающие нагрузки на детали двигателя. В современных автомобилях с электронными системами управления двигателем при помощи специального датчика компьютер следит за тем, чтобы детонация не возникала. 
 
Октановое число
 
Марка бензина - 92 или 95 - обозначает так называемое "Октановое число" - способность бензина противостоять детонации, а вовсе не его чистоту или качество, как ошибочно считают многие. Чем выше октановое число - тем сильнее можно сжать смесь топлива и воздуха без возникновения детонации.Завод изготовитель, производит двигатели своих автомобилей таким образом, чтобы сжатие, которое происходит в цилиндрах, соответствовало определенной марке топлива. Двигатели, рассчитанные под 95ый бензин, имеют больший КПД, т.к. эту марку топлива можно сильнее сжать, а полезная работа при горении топлива - это как раз разница между объемом  в сжатом состоянии и полным объемом цилиндра. Соответственно, машины с двигателем, работающим на 95ом бензине, имеют большую мощность двигателя и меньший расход топлива. Таким образом, автомобили, работающие на 95ом бензине, имеют большую мощность, чем на 92ом при одинаковом объеме двигателя.
 
Итак, заблуждение номер один мы уже разобрали: марка бензина вовсе не есть качество топлива. Теперь давайте посмотрим, что будет происходить в случае, если автомобиль заправляют иным топливом, а не тем, которое рекомендует производитель.
 
Экономим на цене топлива 
 
Во втором заблуждении машину, рассчитанную на 95ый бензин, заправляют 92ым, а владелец радуется своей хитрости, что он всех надул. Что же на самом деле происходит, и каким образом компьютер корректирует работу двигателя под марку топлива? В случае, если компьютер обнаруживает детонацию в двигателе, он делает корректировку момента поджога смеси - задерживает этот момент, чтобы поршень уже начал движение вниз и сжатие смеси начало уменьшаться. Не трудно догадаться, что раз поджог произошел позднее, то и время, отведенное на горение смеси, уменьшается, а это означает, что часть топлива не успеет сгореть и просто напросто вылетит в трубу. Это уже прямые убытки, которые сразу же приводят экономию на цене топлива к нулю! Но и это еще не все - кроме прямых убытков есть еще косвенные. Во-первых, несгоревшая смесь будет догорать уже в выхлопной трубе, а точнее, в нейтрализаторе (он же катализатор - дожигатель несгоревшего топлива), что добавит работы этому узлу, а, соответственно, и сократит срок его службы.  Но и это еще не все. Горение остатков топлива вне цилиндров приведет к увеличению образования сажи. Частички этой сажи будут налипать на рабочие поверхности клапанов, ухудшая прилегание и, в результате, приблизят капитальный ремонт двигателя на несколько десятков тысяч километров. Как вам такая экономия? Обманул кондуктора: билет купил, а сам не поехал!
 
Экономим на расходе
 
Теперь заблуждение номер три: машина рассчитана на 92ой, но хозяин заправляет 95ым. Переплачивая за стоимость бензина. Что происходит в этом случае в цилиндре? А ровным счетом ничего, по сравнению с тем, что бы происходило, если бы хозяин залил 92ой. Компьютер не обнаруживает детонации и производит поджог топливной смеси ровно тогда же, когда и на 92ом бензине.К сожалению, даже современные двигатели не способны изменять свою внутреннюю конфигурацию и увеличивать сжатие топливной смеси. Поэтому работа, которую выполнит смесь 95ого бензина при горении останется такой же, как и на 92ой, под который рассчитан двигатель. Равносильно примерно следующей ситуации: вам надо высушить белье, но вместо того, чтобы купить хозяйственную веревку за 10 рублей, вы идете в магазин и покупаете веревку для альпинистов по 100 рублей. Результат одинаковый: белье высохнет на любой веревке, но средства, затраченные на достижение цели разные. Снова кондуктора обманули. :)
 
Ходовые испытания
 
Очень часто приходится слышать, что автовладелец, предполагающий сэкономить тем или иным способом, проводил сравнение расхода и цены топлива и получал, таким образом, подтверждение своей теории опытным путем. Увы, вынуждены разочаровать - чудес не бывает. Реальная экономия топлива может быть достигнута только лишь сменой манеры езды (при условии исправности двигателя). Как правило, владелец заинтересован получить подтверждение своей теории по экономии топлива, чтобы, как минимум, подняться в своих глазах, а если получится, то и в глазах своих друзей - автолюбителей. Поэтому, такой экспериментатор при переходе на тестируемое топливо, возможно даже невольно, но изменяет свою манеру езды: старается избегать высоких скоростей, излишне резких разгонов, чаще применяет торможение двигателем, а не тормозами. В итоге это выливается в заметный процент экономии топлива и денежных средств. Но, увы, ни один эксперимент, где на результат не влияет субъективность человека, не подтвердит эти мифы.
 
Качество топлива
 
И еще хочется обратить внимание на то, что нет никакой гарантии, что 95ый бензин по качеству будет не хуже 92ого. Нужное октановое число получают путем изменения содержания различных компонентов в топливе. Некоторые производители вместо дорогого эфира добавляют более дешевые химические присадки, которые вредны для двигателя. Дешевые добавки, в отличие от эфира, при сгорании образуют налет на рабочих поверхностях двигателя. Так, например, очень характерным является красноватый налет на свечах: по его наличию можно судить о том, что в бензине использовались вредные вещества. Свечи - расходный материал, их стоимость не велика. Гораздо более опасно то, что продукты горения этих химических добавок оседают на рабочих поверхностях клапанов двигателя, ухудшая тем самым их прилегание. При сжатии топливной смеси, она начинает стравливаться через неплотные клапаны, а на цикле горения - топливная смесь,  оказавшись в полостях неплотного прилегания клапанов, начинает гореть в этих полостях, образуя там все новые и новые отложения. В итоге, это постепенно приводит к повреждению клапана и к необходимости ремонта двигателя. Таким образом, бензин, который с первого взгляда качественный, на котором машина хорошо едет и ровно работает, на самом деле, может оказать негативное влияние на состояние двигателя.
 
Итоги
 
Подытожить хочу цитатой заведующего отделом экспертиз журнала "За рулем" Михаила Колодочкина: "Лей только то, что рекомендует завод. В крайнем случае - на класс по октановому числу ниже, и то - ненадолго, чтобы до следующей АЗС доехать. И перебор с ОЧ ничего хорошего не даст - денег потратишь, а улучшения не получишь". 
 
Александр Обухов, специально для компании "Вездеход"