Раздельное включение вентиляторов на Ниве.

На автомобиле Нива, в отличие от  Нивы Шевроле, конструкторы не стали усложнять производство и сделали так, что два вентилятора системы охлаждения (ВСО) всегда работают на полную мощность, когда это надо и когда не надо.
При этом на блоке управления Bosch 7.9.7 есть выход для управления вторым вентилятором. И при небольшой доработке проводки можно сделать машину более  экономичной, и не пугать окружающих воем двух одновременно включающихся вентиляторов,  когда хватило бы и одного.
 
Подопытная машина Нива 2131, 1700 см3, 2007 года выпуска. Контроллер Bosch 7.9.7. Софт B120EQ16. Евро2.
 
Задача:
 Подключить двух ступенчатое управление ВСО. 
 При достижении первого уровня температуры, чтоб они работали медленно, а при втором уровне - на максимальную производительность.
 
Соответственно при включении первого уровня было принято решения не ставить доп. резисторов, а просто включить два вентилятора последовательно.
При такой схеме имеем на первом уровне  меньший расход электроэнергии, как следствие экономию топлива, меньший уровень шума, и оба вентилятора всегда вращаются вместе. Это важно, чтоб износ у них был равномерный. 
 
В параллельной схеме имеем больший износ одного из вентиляторов. После зимы - второй вентилятор может не включится - из-за того, что его услуги были не нужны длительное время и он просто "прикисает".
 
Для начала нарисовали схему подключения. Пришлось добавить третье реле.
29 выход ЭБУ в косе НИВЫ отсутствует. Разбираем разъем ЭБУ и в 29 пин вставляем фишку с проводом.  Распиновка ЭБУ Bosch 7.9.7 тут.
 
Теперь надо доработать сам ЭБУ. В заводской прошивке температура включения вентилятора 2 стоит 120 градусов.
 
При помощи редактора правим температуру включения реле вентилятора 1 и 2. 

 
Опускаем  температуру включения первой ступени  охлаждения в диапазон 97-95 градусов по Цельсию (включение  и выключение  соответственно). И диапазон максимальной производительности ВСО задаем  99-96 градусов (включение-выключение).
 
Далее при помощи программатора загружаем модифицированную прошивку в ЭБУ.
Собираем все на место. Заводим, подключаем сканер и проверяем, что у нас получилось.
 
При проверке обнаружилось, что при включении вентиляторов на втором уровне они работают прерывисто. Т.е. около 3 сек реле замыкаются, потом на три сек размыкаются и так циклически пока температура не опуститься ниже заданного уровня. Проблема в софте заводских прошивок для Нивы. Решение данной проблемы это замена софта на B122HR91 (2 Серийная версия для новой аппаратной реализации на а/м Нива - Шевроле), с заменой соответствующих калибровок. Что и было сделано. 
 
В готовом варианте при достижении температуры охлаждения 97 градусов включается первая ступень ВСО, два вентилятора работают на половину мощности. Этого в большинстве случаях достаточно чтоб опустить температуру в пробке или при стоянке. Нет звука воющих моторов, нагрузка в 2 раза меньше, соответственно расход топлива уменьшается, износ вентиляторов так же.
 
Если по каким либо причинам производительности не достаточно для охлаждения мотора, то при повышении температуры до 99 градусов включаются два вентилятора на максимальную мощность. 
 
Задача выполнена.

Комментарии

Оригинальная схема. Но все же

Оригинальная схема. Но все же для надежности я бы включал вентиляторы раздельно. На 95 один на полную, на 99 оба. Чтобы зимой один вентилятор не закисал можно время от времени менять местами разъемы.

Есть пара замечаний по тексту.
1. Не работает ссылка на распиновку ЭСУД.
2. Температура включения второго вентилятора на шниве 102, а не 120 градусов.

по предложению 95 один на

по предложению 95 один на полную и и 2 на 99 , никак не надежнее. 
Менять разъемы местами - это не наш профиль))
А вот по токам потребления можно сравнить тут http://www.vm256.ru/content/kakoy-tok-potreblyayut-ventilyatory-nivy,
Выводы сделайте сами.   
2 пункт - Spiridonich - ты не внимательно прочитал, речь идет не о Шниве, а о Ниве. И там второй вентилятор програмно отключен, у него температура завалена в 120 градусов.

Битую ссылку поправил. По

Битую ссылку поправил. По второму пункту ждем ответа от автора :-)