Рейд 2012 «Дорога в небо». Не путевые заметки руководителя.

Сначала не хотел писать ничего,  но спустя месяц взглянул на все немного другими глазами и решил немного пролить свет на некоторые моменты в виде небольшого рассказа по некоторым моментам, о которых чаще всего задают вопросы. Краткое описание путешествия можно прочитать в отчете Владимира Коляды, кой и прошу считать официальным.  Технические подробности жизни своего УАЗа я изложил уже давно, останавливаться на них не буду.  Поскольку заметки сии пишу не в пути, а дома, то и назвал их “Не путевые”, прошу не путать с непутёвыми. Итак…

Для просмотра в хорошем качестве нажмите на символ-шестеренку в правой нижней части проигрывателя  и выберите Качество: 1080p HD

 

Один из самых сложных вопросов, с которым мне пришлось столкнуться: “А нафига мы туда поперлись”. Причем если от людей, не больных оффроудом, но все-же знакомых с ним этот вопрос еще можно было ожидать, то от некоторых завсегдатых  внедорожных путешествий я не ожидал… С одной стороны хотелось угодить тем, кто просил “Только не Карелия”, с другой стороны хотелось и самому что-то нового. Жаль только одно, что все те, на чьи пожелания я опирался при подготовке маршрута – не поехали. Ну это мне урок на будущее.  В остальном прошу принимать как есть: “Вот поперлись и все тут”. От себя могу заметить, что мне понравилось, ожидания мои были оправданы, даже несмотря на то, что большую часть маршрута пришлось пропустить.

 
Примерно до Белореченска мы шли в графике, и даже серьезная поломка УАЗа, съевшая несколько часов времени, в графике создала брешь лишь на 40 минут.  Зато небольших поломок и незапланированных остановок было очень много. Уже к концу 5ого дня отставали от графика на пол дня. Не критично, но некоторая напряженность чувствовалась.
 
Почему сошли с 4ого С/У все, а не только неисправная Тойота? А что оставалось делать?  Отправить в одиночку неисправный автомобиль, который к тому же еще постоянно кипел, в объезд 150 км по неизвестно какому лесовозному грейдеру – не вариант. Страховать мог лишь только УАЗ. Нивам попросту не утащить 3х тонный автомобиль. Значит сходить двум тяжеловесам, включая руководителя и отправлять Нивы с одной слабенькой лебедкой на размытый дождями С/У? Кроме того на Тойоте и УАЗе была большая часть общественного снаряжения и продовольствия.
 
Сход с зачетного С/У “Пинега” из за нерасчетного уровня воды в реке Поча дался конечно с трудом. Попытаюсь изложить свою точку зрения руководителя. Кстати свою точку зрения как члена команды я предпочитаю в таких вопросах не иметь и даже не думать о ней, а основываться только лишь на голых фактах и трезвом смысле. Я до сих пор не уверен, чего мне хотелось больше пройти маршрут или не рисковать – даже не хочу думать об этом. Итак голые факты… 
 
Настроение в группе боевым назвать было нельзя. Сказывалось отсутствие полноценных дневок, которых до этого момента не было – все время приходилось нагонять график или что-то компенсировать. К броду мы подъехали в середине дня, На тот момент ни у одного человека в глазах не было огня на строительство плота и преодоления препятствия. Все просто попадали отдыхать, никакого желания совершать безумные поступки. Я прекрасно помню с каким настроем команда  рубилась на Кукасе и Руйге, с каким настроем придумывали что делать с бродом на Бесовом Носу. С таким и только таким настроем можно преодолевать серьезные препятствия. Увы, но никто не выражал своего острого желания начать строить плот, сначала были идеи нанять паром – и это казалось разумным.  Первые мысли на тему строительства плота для переправы появились лишь после захода солнца и далеко на первого стакана. Причем эти мысли подстегивались желанием получить зачет по прохождению маршрута 5 к.с., а вовсе не жаждой приключений. Утром картина не измилинась, 2.5 человека горели голым желанием строить, остальные относились к данному вопросу с настроем от скептического до категорического против.
 
К сожалению опыта строительства плотов (несмотря на долгие дискуссии на форуме) у нас так и не было. К тому же с нами не оказалось ни технически подкованного Игоря Покровского, ни изобретательного Михаила Воронова, ни моряка Димы Верещагина. Из всей теоретической части мне удалось вспомнить лишь закон Архимеда, а Семеныч вспомнил собственный вес сухой древесины. Если параметры плота худо-бедно мы могли рассчитать, то с материальной базой обстояло еще хуже: в нашем распоряжении было 15 скоб и несколько грузовых стяжек. Ребята смогли найти 4 бочки, причем по их описанию состояние 2х из них было спорное. УАЗ, даже если его полностью облегчить весит 2 тонны, 4 бочки компенсируют только 800 кг. Значит надо еще 3 кубометра сухой древисины. По примерным подсчетам стенка сарая (см. отчет Владимира Коляды) в лучшем случае 1 кубометр, но и это не спасло бы – бревна абсолютно гнилые и моментально бы наполнились водой.
 
Запас дневок у нас был, мы могли позволить себе построить плот, но что нас ждало впереди? По моим данным технологический паром в Холме ходил не каждый день, перерывы могли быть и по нескольку дней. Не сломается ли еще одна из перегруженных машин? Не придется ли нам возвращаться тем маршрутом, что мы пришли?  Поэтому как минимум одну дневку надо держать как н.з. до самого конца и еще одну дневку включить как технологическую, на прохождение этого сложного участка и переправу в Холме – ведь наверняка машины опять потребуют обслуживания.  Чисто теоретически навалить 3 куба сухого леса, привезти их на берег и сделать из этого материала плот за пару дней наверное реально, но по факту, без риска не успеть, двух дней в запасе у нас не было: от силы  только полтора, и пол-дня из них мы уже валяли дурака. Кроме того необходимо, чтобы вся команда горела идеей прохождения и работала слаженно, а как выяснилось позже, даже те, 2.5 человека, которые высказывались за строительство плота, планировали (и даже вели переговоры о способе расчетов) нанять местных мужиков, чтобы они строили плот. Жажду приключений пришлось задавить трезвым разумом – мы развернулись!
 
Коль уж маршрут и без того пошел наперекосяк, мы решили выкинуть не очень то интересный участок по Р-1 и отправится вместо нового неизвестного места озерном крае в районе Кябелево на побережье Онежского озера, через Пудож. Срезав тем самым еще пол дня. Когда я разрабатывал маршрут мне казалось что проехать по новым местам интереснее, чем вставать в уже проверенных местах, но команда со мной не согласилась: у московского экипажа приоритетным встал вопрос скорейшего возвращения домой, кое-кто из старой гвардии уже накатался за этот рейд и жаждал матрасничества, среди новичков неожиданно для меня открылась фобия перед неизвестностью…  В общем все единогласно проголосовали за срезку маршрута и мы отправились на Онегу, где нас ждал сюрприз в виде разобранного куска гати. Хочется немного подробнее остановится на этом приключении, коих (приключений), на самом деле на маршруте было не так и много.
 
Я думаю многим знакома засыпная гать через болото Кукурецкое – по ней пролегает дорога на Муромоский монастырь. Ранее гать была проходима на стандартной шевроле-ниве – надо просто не бояться ехать по луже.  Но нас в одной из луж подстерегала неожиданность – гать частично разобрали, частично попортили. Первым шел Александр Живицкий на Шевроле-Нива, затем я на УАЗе, за мной следом шела неисправная (неполноприводная) Тойота, замыкали Нивы.  Такое построение было обусловлено именно неисправностью Тойоты: впереди легкий разведчик, которого в случае проблем можно без напряга выдернуть назад, далее тяжелый Буксир и собственно неисправная Тойота, которая надо отдать должное и без полного привода отлично справлялась с несложной дорогой.
 
В злополучной яме легкой Шеви-Ниве не хватило совсем чуть-чуть, чтобы выпрыгнуть вперед и пройти препятствие. Машину, по отработанной годами схеме, оперативно выдернули назад. Казалось УАЗ, на больших колесах и с большой базой легко должен взять это препятствие, но увы, УАЗ оказался шире, а отсутствие бревен справа – никто из штурманов не заметил. В результате машина правой половиной провалилась в бездонное болото глубиной более 2х метров (если верить карте). Но и это еще не все – машина уперлась задним бампером в остатки гати, не давая вытащить ее назад.  Оставалось только одно – вперед свой собственной лебедкой. Воспользовавшись запасом удлинителей лебедочного троса удалось выехать. В западне машина провела 56 минут. Надо отдать должное, ни один из агрегатов, за исключением переднего моста (ну у него это болезнь) не набрал воды.
 
После освобождения УАЗа, лужа была “протопана” вдоль и поперек, траектория движения была найдена и расчищена, была даже совершена пешая разведка до конца болота на предмет каких либо других неожиданностей. Единственным препятствием являлась достаточно большая ступенька, на которую и не смогла подняться Шеви-Нива Александра Живицкого. При наличии на другом берегу УАЗа с лебедкой и подложенных траков – не должна являться проблемой. Но тут случилось непонятное: все, кроме Александра Живицкого, отказались проходить это препятствие, мотивируя тем, что московскому экипажу “Север” необходимо следующим утром стартовать домой и нет смысла штурмовать эту яму, чтобы проснувшись штурмовать ее обратно. На мое предложение оставить машину Севера здесь, за ямой, а необходимые вещи и снаряжение подбросить другой машиной – никакого вразумительного ответа не последовало. Отсутствие нормальных стоянок в этом районе так же их не заботило – они готовы были стоять прямо на краю болота. Мне тяжело так же понять поведение некоторых членов рейда во время прохождения этого препятствия и всего рейда в целом. Для меня это осталось неразрешенной загадкой, над которой я прекратил ломать голову и просто принял как данное, сделав определенные выводы как руководитель группы и как ее член.
 
Пришлось возвращаться. УАЗ спокойно преодолел препятствие в обратном направлении по найденной траектории, после чего мы медленно направились на засранный недоприводный  пляж у Андом –горы.
 
Хочу так же поделиться своими личным ощущениями, как члена путешествия, а не руководителя. Очень понравилась та, необычная Россия, которая начинается за Северной Двиной. Во время своих путешествий ни в Карелии, ни по средней полосе – такого встречать не удавалось. Один раз я попытался словами передать свои ощущения от увиденного, но у меня не получилось, меня не поняли – сказали: “подумаешь деревня”. Нет, не просто деревня, для себя обозначил как “другая Россия”.  От простой деревни, которую мы можем видеть в каждой обычной поездке, ее серьезно отделяет полная отрезанность от цивилизации – своеобразное независимое государство, которое сохранило быт и уклад жизни как несколько веков назад, несмотря на наличие современной техники. Такого в простых деревнях, имеющих свободное автомобильное сообщение – нет! 
 
Природа Архангельского края так же необычна. Если Карелия – это страна озер, то здесь озера не встречаются – это край рек! И как мне показалось, гораздо интереснее было бы отправиться в путешествие по воде – есть возможность пристать к любому из берегов, а в нашем путешествии все самое интересное было как назло на другом берегу. 

Скрыть заголовок

Комментарии

Алекс, как обычно проблемы

Алекс, как обычно проблемы коммуникации - опять ты сказал а кто-то не услышал, я кстати тоже как то этого варианта там не слышал, но я то ладно...я вечно ничего не слышу и пролетаю мимо )))

Коммуникации

Не переживай. Те, кто вели диалог - прекрасно слышали. Просто "ничего врезумительного не смогли сказать". Помычали, потом сказали что то типа "Нет, всеравно не поедем". Я так понимаю под этим имелось в виду, вне зависимости от решения Спиридоныча, даже если он оставит машину.  

А ты и Спиридоныч не слышали скорее всего потому, что когда идет диалог между людьми в рации, а ты к теме вопроса не имеешь особого отношения, то внимание рассредотачивается, и ты пропускаешь важную информацию где-то в середине этого диалога. Заметил эту особенность на последнем Паркетнике...  А у тебя походу дела еще какие то дополнительные лаги внимания имеются - если ты чем то занят то твое внимание загружено на 100% и инфа проходит мимо тебя. Примерно так-же как комп не реагуирует на движение мыши, когда занят на 100%...

"На мое предложение оставить

"На мое предложение оставить машину Севера здесь, за ямой, а необходимые вещи и снаряжение подбросить другой машиной – никакого вразумительного ответа не последовало."
Удивительно, но мне таких предложений никто не делал. Еще удивительнее, что я сам до этого не додумался. Видимо, после полуночи на болоте мозги не работают. Мне и вещи собирать не надо было - весь шмурдяк в 80 литровом рюкзаке. Прицепить к нему палатку и пенку дело двух минут. Даже подвозить бы не пришлось, пешком спокойно мог дойти.

Про предложение

Я это в рацию предложил. Ну а вообще там были деятели, которые авторитетно от твоего имени вещали.