Эпилог

Подводя итоги, хочется сказать, что маршрут выдался крайне интересным и насыщенным. И, конечно же, мне хотелось порекомендовать, его другим туристам. Единственный совет: направится по нему ранней осенью, когда еще тепло для ночлега в палатках, а леса еще полны грибов и ягод. В этот период дожди создадут приятные, но не экстремальные приключения на лесных дорогах для любителей полного привода, а также прибьют пыль на бесконечных карельских грейдерах: 

Кто однажды отдохнул в Карелии, поймёт, что это лучший отдых в России, и будет вновь стремиться вернуться в этот удивительный край тысячи озер и белых ночей. 

Последняя глава моего рассказа будет содержать некоторые разделы из официального отчета, который был сдан в ТССР. Возможно, какая-то из этой информации будет полезна. 

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте. 

При прохождении маршрута участниками были посещены: 
- Озера: Пизанец, Кукас, Импилампи; 
- Гора Воттоваара; 
- Водопад Кулисмайоки и водопад на реке Кукса; 
- Город Калевала; 
- Национальный парк "Паанаярви" (на территории парка расположены: водопады Киваккакоски и Мянтюкоски, горы Кивакка и Нуорунен и другие уникальные особо охраняемые природные объекты). 

Кроме того на маршруте находятся, но не были посещены следующие объекты: 
- Водопад Падун и Кивач; 
- Кратер вулкана в пос. Гирвас, 
- Деревянные часовни в деревнях Маньга, Котчура и Коккойла (часовня Варвары). 

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения. 

Стоимость путешествия на человека составила 2734,7 руб., в которую вошло: питание, закупка на общие нужды котелка 15л и инвертора 220В, а так же стоимость путевки в Национальный Парк "Паанаярви". В данную сумму не включено: топливо и другие расходы, связанные с автомобилями, а так же сувениры, лицензии на лов рыбы и обеды в кафе. 

Расход бензина по данным БК и суммарно залитого в бак на АЗС совпал и составил 706л. 
Средний расход топлива по данным БК составил 23.6 
Средний расход топлива по данным GPS составил 22.8 
Расходы на топливо составили 4148,3 руб с человека. 

Организационные расходы на подготовку, оформление, создание дорожных книг, фирменной символики и др. составили 500р с экипажа+ 200р с человека. 

Итого: 7 208 р. с человека. 

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения. 

Маршрут пролегает по территории национального парка "Паанаярви" (Особо охраняемая природная территория), который в свою очередь находится в пограничной зоне. Для получения разрешения на транзитный проезд достаточно обратиться перед проездом в визит-центр парка, который находится в поселке Пяозерский. Но если вы собираетесь посетить какие-либо достопримечательности на территории парка, или же остановиться с ночевкой, необходимо заранее заказать путевку. Для этого необходимо связаться с визит-центром по электронной почте paanajarvi.tur@onego.ru или телефону (81439) 38-504. При посещении с собой необходимо иметь паспорта и свидетельства о рождении на детей. Бронирование путевок на летний период начинается с 1 апреля, и как правило за несколько дней все возможные варианты уже забронированы. 

Так же маршрут пролегает по территории ГЭС-9, входящей в состав каскада Нивских ГЭС "КолЭнерго", руководство которыми находится в г. Кандалакша. Для получения разрешения на транзитный проезд через ГЭС необходимо обратиться с письменным заявлением в дирекцию. Заявление можно отправить по факсу: (81533) 95-561. В заявлении необходимо указать список лиц, проезжающих по территории с паспортными данными. Кроме того необходимо указать номер своего факса, на который будет отправлен письменный ответ. Телефон: (81533) 79-328 

На перешейке между озерами Цпринга и Пяозеро находится частная территория, транзитный проезд без проблем - охранник переписал номер с головной машины и пропустил группу, даже подсказал, где лучше встать на ночлег лагерем. 

В городе Калевала находится районная больница и аптека. Группа оказалась в городе вечером в субботу, а по расписанию в этот день аптека работала до 14 часов. Но в больнице, группе находящейся на маршруте пошли на встречу и открыли аптеку. Врач смог пополнить запасы необходимых медикаментов и перевязочных материалов. 

Клуб-ресторан "Канада" - Кандалакша, ул. Первомайская, 54, тел 9-29-86 (там же есть ещё магазин кулинарии и кафе-бар "Кабачок Задворки" (доставка пиццы - тел 9-42-60)) 

Туроператор по северной Карелии "ВелТ - Карельские путешествия" 
п. Калевала, тел. +7(81454) 42377, 42129, 42300. моб. +7 921 468 22 77 
trips@onego.ru, trips2003@yandex.ru www.kalevala.com.ru 

Кроме того рекомендуется скачать с сайта http://oav.spb.ru данные для GPS-навигаторов в которых отмечены различные полезные точки, такие как: АЗС, колодцы и родники, автосервисы, кафе. 

График движения. 

Протяженность маршрута по данным БК (*): 2982 км. 
Протяженность маршрута по данным GPS (**): 3083 км. 

* - Здесь и далее указываются данные с Бортового Компьютера Prestige V55, установленного на головной автомобиль группы УАЗ 3163 
** - Здесь и далее указаны данные полученные с Трек-Логгера JJ-Connect, работающего на основании данных системы глобального позиционирования. 

1 день: 24 июля 2010 года 

Пройдено: 321 км. 
В пути: 7ч. 43 мин. (***) 
Расход за день: 66.3л 
Ср. расход за день: 20.6 л/100км. 

*** - здесь и далее указывается суммарное время, которое был запущен двигатель головной машины. 

11.56 - старт от Мега Парнас 
14.00 - заправка Лукойл (Приозерск) 
Куркиёки - Магазин для Вас "У дяди Саши" (работает круглосуточно), краеведческий музей, автосервис (на выезде из посёлка, выходной воскресенье) 
Ихала - есть магазин Продукты (24 часа), пышечная, колодец (слева по дороге) 
Лахденпохья - АЗС Лукойл, магазин продукты, автозапчасти, АЗС ТНК (на выезде) 
16.25 - 17.15 остановка на обед 
Мийнала - есть магазин 
Сортавала - АЗС ТНК (при въезде справа), шиномонтаж, АЗС Лукойл (слева) 
Импилахти - магазин Продукты "На зелёной" (с 9.00 до 22.00) 
20.40 - прибытие в Лагерь 
3.30 - прибытие в лагерь московских экипажей 

2 день: 25 июля 2010 года 

Дневка. Пеший маршрут вокруг озера Импилампи с подъемом на вершину. 

3 день: 26 июля 2010 года 

Пройдено: 302 км. 
В пути: 13ч. 30 мин. С учетом остановок (****) 
Расход за день: 68.8л 
Ср. расход за день: 22.8 л/100км. 

**** - здесь указывается время, затраченное участниками на передвижение между лагерями. (Данные с БК не были сняты) 

8.00 - подъём 
10.15 - старт из базового лагеря 
11.21 - 11.35 - магазин в Импилахти 

АЗС Питкяранта 
АИ 92 - 23,40 
АИ 95 - 25,30 
ДТ - 21,50 

12.50 - 13.50 водопад Кулисмайоки 
14.45 - Леппясюрья - остановка для пополнения запасов воды 
15.05 - 15.25 - ремонт глушителя 

Пийтсиёки - есть магазин, приём платежей 

16.35 - Суоярви 
18.10 - окончание обеда и выезд из ремзоны. 

АЗС Экотек 
АИ 95 - 24,90 
АИ 92 - 22,90 
ДТ - 20,80 

18.45 - выезд из Суоярви (отставание от графика 1 час 45 мин) 
Тойвола - есть магазин 
Лахколамен - Азс сомнительного вида 
Поросозеро - кафе, магазин, в т.ч. до 23.00 
23.45 - прибытие в лагерь 

4 день: 27 июля 2010 года 

Пройдено: 113,6 км. 
В пути: 5ч. 45 мин. 
Расход за день: 35.8л 
Ср. расход за день: 31.5 л/100км. 

8.45 - подъем 
10.50 - старт на гору Воттавара 
15.20 - возвращение в лагерь 
17.20 - отъезд из лагеря на Янгозеро 
23.45 - прибытие в лагерь Пизанец. 

5 день: 28 июля 2010 года 

Дневка. Водный маршрут на байдарках по озеру Пизанец с подъемом на скалы. 

6 день: 29 июля 2010 года 
Пройдено: 250 км. 
В пути: 7ч. 6 мин. 
Расход за день: 60 л 
Ср. расход за день: 23.9 л/100км. 

8.00 - подъем 
11.30 - отъезд 
12.15 - 13.05 сломался УАЗ,изготовили подушку и подручный материалов, установили. 

Шалговааара - есть 2 магазина, фельдшерский пункт 

16.30 - 17.30 - ОндОзеро - обед 

Ругозеро - стоянку искать не стали, хотя в южной части есть несколько дорожек, где 
предположительно могут быть места для стоянок 
Магазин в посёлке Ругозеро, налили на колонке воду в канистры 
Тикша - судя по указателям есть мед пункт 

Ледмозеро - АЗС ТНК 
АИ 95 - 25,80 
АИ 92 - 23,90 
ДТ - 22,0 

7 день: 30 июля 2010 года 

Резервная дневка. Ремонт автомобилей. 

8 день: 31 июля 2010 года 

10.35 - старт из лагеря 
15.30 - 15.55 - чинили амортизатор на Шеви-Ниве. 

Калевала 
АЗС Люкс Авто 
АИ 95 - 25,90 
АИ 92 - 23,90 
ДТ - 21,90 

В городе есть: автосервис, магазины, районная больница, аптека, две гостиницы, кафе, шиномонтаж 
со сваркой (на выезде в сторону Тунгозера) 
18.30 - выехали из Калевалы 

9 день: 1 августа 2010 года 

10.00 - выезд из лагеря 
Пяозерский - на въезде строят АЗС (ТНК (?)) 

Визит-центр НЦ Паанаярви 
Магазины 

АЗС (на выезде) 
АИ 95 - 26,50 
АИ 92 - 25,50 
ДТ - 24,50 

12.15 - выехали в сторону НЦ Паанаярви 
15.00 - Пеший радиальный туристический маршрут "водопад Киваккакоски" (4 км.) 
18.30 - 19.40 Обед у точки подъёма на гору Кивакка 
19.40 - 22.50 - Пеший радиальный туристический маршрут "гора Киакка" (5 км.) 
00.20 - Проезд через частную территорию на перешейке между озерами Цпринга и Пяозеро. 
00.30 - Лагерь. 

10 день: 2 августа 2010 года 

10.00 - подъём 
12.20 - выезд из лагеря 
13.24 - проехали ГЭС 
15.00 - Стартовали на С/У Кукас 
23.30 - принято решение о возвращении. Желания ночевать на С/У ни у кого нет, настроение боевое. Сломаны трансмиссии на двух машинах, одна из них полностью обездвижена, вышла из строя одна лебедка (позднее починена прямо на С/У) 

11 день: 3 августа 2010 года 
9.00 - все машины вышли (отбуксированы) со спец участка. 

Отдых, сон, горячий душ, стирка, ремонт машин. 

12 день: 4 августа 2010 года 

6.30 - подъём 
9.10 - выезд из лагеря 
10.06 - 10.53 - пересечён Полярный круг! Фотографирование. 
11.56 - 12.40 - вынужденная остановка - снятие кардана на неисправной Шевроле-Нива 
15.00 - Кандалакша (покупки в магазинах) 
16.00 - 17.05 - обед (Комплексный обед в кафе по 200р) 

АЗС Вега (принимают карты Ликард) 
АИ 95 - 26,50 
Аи 92 - 24,90 
ДТ - 22,80 

Зеленоборск - АЗC Роснефть, автозапчасти, перед посёлком на трассе родник. 

18.50-19.10 - Фотография "Полярный круг" на М-18 
19.14 - на развилке с Тедино подъезжаем к только-что произошедшему ДТП (Лобовое столкновение). От помощи, в т.ч. медицинской отказались, продолжили движение дальше. На развилке есть Кафе. 

19.30 - повернули на Нольозеро 
00.56 - Лагерь на оз. Кукас. 

13 день: 5 августа 2010 года 

Дневка. Водный маршрут на байдарках по озеру Кукас отменен из за сильного ветра и большой волны. Пеший радиальный поход на водопады р. Кукса. (1км), рыбалка. Ремонт автомобилей. 

14 день: 6 августа 2010 года 

10.30 - старт из лагеря 
10.40 - 10.53 фотосъёмка на реке Кукса 
12.30 - 13.10 Ремонт рулевой тяги длинной Нивы, машина взята на буксир в связи с неисправностью заднего редуктора. 
14.16-14.40 Вынужденная остановка, Повреждена трансмиссия на Ниве Бачалдина/Таранов, машина взята на буксир. 
16.46 - завершено прохождение спецучастка, выезд на М-18 
17.40 - Лоухи: магазин, колонка, автомагазин, авторемонт ВАЗ, УАЗ 
18.45 - 19.45 - Обед и дозаправка на АЗС (поворот на Лоухи) 
Аи 95 - 26,80 
Аи 92 - 24,80 
ДТ - 25,90 

21.30 - Повреждение моста на длинной Ниве, дальнейшая буксировка невозможна. Машина оставлена на трассе, экипаж перегружен. 

22.40 Кемь. На АЗС найден трейлер для поврежденной машины, дозаправляемся. 

АЗС ТТК - при повороте на Кемь 
АЗС ТНК - при въезде в Кемь 
АИ 95 - 26,30 
АИ 92 - 24,40 
ДТ - 22,20 

01.44 - прибытие в лагерь Волдозеро (Сегежа) 

15 день: 7 августа 2010 года 

9.30 - подъём 
10.30 - 12.30 1 Экипаж отправился за запчастями в Сегежу, остальные снятие РК на ниве, сворачивание лагеря, приготовление обеда. 
12.30 - 14.20 установка РК на Ниве, окончание сбора лагеря, обед. 
14.25 - выезд из лагеря Волдозеро. 
14.37 - 15.30 Встреча с Карельским телевидением на АЗС, дозаправка 
АЗС (развилка на Сегежу) 
АИ 95 - 26,30 
АИ 92 - 23,00 
ДТ - 21,10 

18.30 проезжаем мимо Петрозаводска. 

19.03-19.16 АЗС "Пальмира трейдинг" (пос. Матросы) 
АИ 95 - 25,00 
АИ 92 - 23,00 
ДТ - 21,10 

22.15 - прибытие в базовый лагерь в устье реки Тулокса 

16 день: 8 августа 2010 года 

19.40 выезд из лагеря в устье реки Тулокса 
20.12 пересечение границы Ленинградской обл. 
21.27-21.38 АЗС Доможирово, дозаправка. 
0.18 - Санкт-Петербург, пересечение КАД.