1000 ручьев

Если посмотреть на современный атлас мурманской области, то до сих пор можно обнаружить грунтовую дорогу идущую по берегу Умбозера с севера на юг между поселком Октябрьский и городом Ревда. Дорога идет вдоль полотна железной дороги и, казалось бы, такой тандем дает надежду пройти на машине этим путем. Но, увы, дорога для обычного транспорта не проходима. Эти 70 километров можно одолеть только на внедорожнике. Не зря эта трасса у Мурманских джиперов носит название "1000 ручьев".

И название дано не зря. Вся дорога практически на половине своей дистанции проходит по узкой полоске земли зажатой между Умбозером и Ловозерскими тундрами. Чистейшие горные ручьи пересекают дорогу буквально каждые сто метров. Мостов давно нет, а те, что сохранились - в плачевном состоянии.

В некоторых местах грунтовка выходит на полотно железной дороги и идет практически по шпалам. Этот участок, соединяющий станцию Титан Мурманской ЖД с поселком Ревда, есть не что иное, как единственная действующая часть печально знаменитой "стройки № 509". Наверное, многие слышали о печально знаменитой сталинской дороге №501 и 503 ГУЛЖДС НКВД СССР, которую тянули от Салехарда через Надым и Уренгой в Игарку. И уж точно многие знаю о БАМе. Да, да БАМ, у него тоже был свой номер - 508. Были такие стройки и на Кольском полуострове. И если № 511 (Мурмаши-Никель-Печенга, строительство железной дороги Кица-Печенга- Лиинахамари и дорог к аэродромам ВВС) была построена и в данное время активно используется, то судьба еще одного мегапроекта - стойки №509 оказалась печальней вдвойне.

Гигантский проект по строительству железнодорожной магистрали до незамерзающего порта Иоканьга через весь Кольский полуостров, возложили, как водится, на заключенных. Ударная работа, и к 1953 году дорога была построена до 100 километра. Со смертью "самого" стройка была остановлена, и в тундре остался рукотворный памятник тысячи жизням, загубленным на этой бесполезной стройке. И лишь один участок успел дойти до логического завершения. А именно, та самая ветка до Ревды. Поселок Ревда возник на пустом месте в те же годы, а виной всему строящийся теми же трудовыми ресурсами Ловозерский горно-обогатительный комбинат (ГОК). В окрестностях Ревды до сих пор можно найти хорошо сохранившиеся развалины сталинского лагеря.

Ветка до Ревды строилась без соблюдения стандартов, в ускоренном темпе и планировалась только лишь для завоза многотонного оборудования для запуска ГОКа. Использовать ее для вывоза продукции, а уж тем более для пассажирского движения, не планировалось. Но как это часто бывает, жизнь внесла свои коррективы, и в последующие годы ветка активно использовалась и гражданскими поездами.

В девяностые года 20 века ветка окончательно перестала обслуживаться. Именно тогда дорога ОФИЦИАЛЬНО была закрыта для движения поездов. Т.е. их как бы и нет, но на самом деле движение не останавливалось. Насыпь постепенно размывалась теми самыми тысячью ручьями. Перевозки по дороге становились действительно экстремальным занятием. Часто происходили аварии, тепловозы сходили с рельс, с насыпи падали вагоны...

Скрыть заголовок