Меняем моторное масло

Межсезонье - время, когда погода уже не позволяет отправиться в путешествие, а горнолыжные курорты еще не укрыты надежным слоем снега. Самое время заняться обслуживанием Вашего автомобиля. Речь пойдет о такой известной всем процедуре, как замена масла. Как часто надо менять, какое заливать, надо ли промывать и где покупать? 
 

Все автомобили можно условно поделить на 3 класса: новые на гарантии – владельцы таких автомобилей как правило ездят на гарантийный сервис, выполняют все предписания сервисной книжки, а после завершения гарантийного срока стремятся продать автомобиль и приобрести новый; подержанные  - это автомобили в самом расцвете сил,  они, как правило, отходили свой гарантийный срок у первого владельца и перешли в руки второго, а иногда третьего; старые автомобили – автомобили, которые честно отслужили свой срок эксплуатации, заявленный заводом изготовителем и доживают свой век. Владельцам автомобилей первой группы давать какие-либо советы бесполезно: для них сервисная книжка – закон, иначе снимут с гарантии. Владельцы старых автомобилей прекрасно знают (или думают что знают) о своем автомобиле всё, здесь советы тоже бесполезны. Эта статья рассчитана на тех, кто приобрел подержанный автомобиль с относительно небольшим пробегом, а так же для тех, кто приобрел новый автомобиль и планирует ездить на нем долго, не расставаясь по завершении гарантийного срока.
 
Как смазывается двигатель
 
Небольшой экскурс в устройство системы смазки двигателя автомобиля, поскольку большинство знает, что моторное масло нужно для смазки двигателя, но даже не представляют что и как оно смазывает. Большинство наивно полагают, что “масло находится в поддоне двигателя, а оттуда разбрызгивается по всему двигателю вращающимися деталями” – именно так в большинстве случаев дедушка объяснят внуку устройство двигателя. Но на самом деле все немного сложнее: существует масляный насос, который забирает из поддона масло и по специальным масляным каналам под давлением передает масло к многочисленным деталям двигателя. Моторное масло подается под давлением между трущимся деталями, таким образом попадая в самый эпицентр трения.
 
Типы моторных масел
 
Моторные масла делятся на 3 группы: минеральное, полусинтетическое, синтетическое. Минеральное – простое в изготовлении, дешевое, сильно загустевает при пониженни температуры. Синтетика – верх инженерной мысли, лучшие изобретения химиков и  поэтому в цену заложено не только дорогое производство, но и гонорар специалистов разработавших его. Синтетическая основа максимально долго сохраняет свою текучесть при понижении температуры. Полусинтетика – золотая середина, недорогая минеральная основа с набором необходимых синтетических присадок для защиты двигателя. Специальные добавки не позволяют загустевать минеральной основе так быстро, как это происходит с минеральным маслом, но и до синтетической основы ему далеко.  
 
Загадочная маркировка
 
“Вам какое 5W-40 или 0W-40?” – спросит Вас продавец, когда вы попросите синтетическое моторное масло. Эти цифры – индексы вязкости масла. Первая цифра указывает на температуру, при которой масло густеет, чем меньше цифра – тем дольше масло сохраняет текучесть. Но важен не только момент запуска, необходимо, чтобы масло после прогрева двигателя сохраняло свои свойства. Вторая цифра отвечает за вязкость на прогретом двигателе и высокотемпературных режимах.
 
Кроме того, масла обычно обозначают буквенными индексами SJ,SLили SM. Это соответствие стандарту качества (Импортный аналог нашего ГОСТа). SJ– устаревшие масла, SL– относительно современный стандарт качества, но для автомобилей выпуска после 2004 года производители рекомендуют масла SM– соответствующие самому современному и требовательному стандарту.
 
  
Холодный пуск двигателя
 
Большинство  из Вас слышали, что для двигателя важен момент так называемого “холодного пуска” – это запуск двигателя после длительной стоянки, когда температура двигателя сравнялась с температурой окружающей среды. Во время стоянки масло стекает в поддон, а на деталях остается лишь его небольшое количество.  Для того, чтобы масляный насос начал работать и подавать масло к трущимся деталям необходимо запустить двигатель. Это означает, что какое-то время наш двигатель будет работать фактически “всухую”. Чем быстрее масляный насос успеет накачать масло к деталям, тем лучше – меньше времени двигатель будет работать с недостатком масла, а значит меньше износ деталей. Загустевшее масло тяжелее протолкнуть по тонким каналам к деталям двигателя и они будет дольше находится на “масляном голодании”
 
Какое масло выбрать
 
Резюмируя информацию из предыдущих глав, можно сделать вывод, что масло надо брать синтетическое, с минимальным первым числом, максимальным вторым, с маркировкой SM. Когда вы услышите цену такого масла, то она явно вас не обрадует. Попробуем найти золотую середину цена-качество.  Для начала скажу сразу, что большинству автомобилей достаточно масла с индексом высокотемпературной вязкости – 40. Лишь спортивные, высокооборотистые двигатели работают в высоком температурном режиме, где требуется более качественное масло.
 
Теперь поговорим о более важном, первом числе индекса вязкости. Из спецификаций можно узнать, что серии 0Wгустеют при -30°C, 5Wпри -25°C, 10Wпри -20 °C. Брать масло с самым лучшем показателем низкотемпературной вязкости надо только если в Вашем регионе суровая зима. Ежели в те несколько дней, что будет большой мороз Вы можете позволить себе обойтись без автомобиля, то возможно имеет смысл сэкономить 500 рублей на масле и взять более густое. Летом этот показатель значения не имеет.
 
Масло cмаркировкой SMнадо менять реже, чем SL, но и стоит оно дороже, так что получить экономию за счет большего пробега на более дорогом  масле SL– не получится.
 
Какого производителя выбрать?
 
А вот это как раз совершенно не важно. Если кто-то вам говорит “мы настоятельно рекомендуем использовать только масло **** (указывается производитель)” – это означает лишь одно: с этим производителем заключен договор! Конечно, стоит воздержаться от приобретения масел малоизвестных производителей, если вы в нем не уверены на 100%, а все именитые производители стараются сделать свою продукцию как можно лучше и качественнее. Если производить экспертизы масел в лабораториях, то у каждого будет свой лучший показатель, по которому он превосходит конкурентов, но сведя все данные воедино получим, что абсолютного победителя нет! Гораздо важнее найти и купить фирменное масло, а не подделку. Производитель значения не имеет.
 
Где покупать масло.
 
Уж точно не у продавцов на обочине и рынке. Так же не рекомендуется обходить стороной супермаркеты. Оптимальным решением является приобретение масла у известного сервис-центра, которому вы доверяете. Большие сервисные центры приобретают масло оптом у проверенных поставщиков в больших бочках, а не в пластиковых канистрах – в этом случае шанс нарваться на подделку практически нулевой. В качестве бонуса для постоянных клиентов многие сервисы предлагают бесплатную замену масла.
 
Как менять масло
 
Следует избегать так называемой “Экспресс-замены”, когда старое масло не сливают,  а откачивают через отверстие для контроля за уровнем масла. Поддон сконструирован таким образом, чтобы через сливное отверстие стекал максимум отработанного масла, а при экпресс-замене не всегда удается откачать весь объем и остается как раз вся грязь, скапливающаяся на дне. 
 
Процедура правильной замены масла проста: на заглушенном прогретом двигателе откручивается сливная пробка и сливается старое масло. Отвинчивается старый масляный фильтр. В новый масляный фильтр заливается немного нового масла (примерно 1/3 объема, чтобы не выливалось в процессе установки), а резиновое уплотнение аккуратно смазывается. После чего новый масляный фильтр устанавливается на место, закручивается сливная пробка и заливается новое масло. Замена масляного фильтра – обязательна! В первый запуск двигателя после замены масла лампочка давления масла будет гореть несколько секунд (3-5), потом погаснет. Это связано с тем, что масляному насосу необходимо время чтобы наполнить фильтр полностью маслом и создать давление. Перед следующей поездкой после замены масла необходимо обязательно проверить уровень масла в двигателе и при необходимости долить.
 
Промывка двигателя
 
Если Вы пользуетесь одним и тем же маслом, регулярно его меняете, в процессе эксплуатации у Вас не возникает сомнений в качестве масла – то нет необходимости промывать двигатель. Но если Вы купили автомобиль с рук или затянули с заменой масла или в процессе эксплуатации масло сильно почернело, а также при возникновении каких-либо других сомнений – лучше двигатель промыть. Так же, в профилактических целях, рекомендуется делать периодическую промывку двигателя приблизительно каждую третью смену масла.
 
Процедура промывки тоже проста: после слития старого масла, не меняя фильтр, необходимо закрутить сливную пробку и залить промывочное масло чуть выше минимального уровня. После этого следует завести автомобиль и дать поработать на холостом ходу 10-15 минут. При этом нельзя газовать и включать дополнительную нагрузку на двигатель (кондиционер, фары и другие электропотребители) – двигатель должен работать с минимальной нагрузкой. После этого промывочное масло сливается и меняется на новое по инструкции из предыдущей главы.
 
Как  отличить подделку
 
Физико-химический анализ залитого масла не доступен простому владельцу автомобиля, но откровенную подделку обычно можно вовремя заметить и не допустить серьезных повреждений двигателя. Если вы купили масло и у Вас возникли сомнения в его качестве, то следует взболтать купленную канистру с маслом, после чего небольшое количество масла налить в прозрачную стеклянную баночку и дать отстоятся день-два. Если на дне появился осадок – такое масло лучше не использовать.
 
Качество залитого масла следует регулярно проверять. Самый простой способ – капнуть со щупа на салфетку или кусочек бумажного полотенца (в крайнем случае подойдет даже газета) – капля должна растечься, образовав большое  масляное пятно. Если капля осталась в центре в виде точки и не растекается – масло срочно менять.
 
О том, что масло плохого качества так же говорит налет на крышке заливной горловины или быстрое потемнение – масло должно сохранять прозрачность весь срок службы (не кристальную конечно, но и абсолютно черным быть не должно). Но далеко не всегда резкое потемнение масла говорит о его плохом качестве. Очень часто бывает наоборот, ранее залитое масло было не качественное, с плохими моющими свойствами, а новое как раз наоборот, качественное и быстро вымыло всю грязь, накопившуюся и не вымытую предыдущим маслом. В этом случае масло все равно следует поменять – зачем вам лишняя грязь в двигателе!
 
Как часто надо менять масло   
 
Это самый краеугольный камень, над которым спорят многие автовладельцы, автомастера, производители автомобилей и масел. Могу сказать одно: масло менять надо  чем чаще тем лучше!  Попробуем опять найти золотую середину… 
 
Производители, как масел, так и автомобилей, зачастую указывают большие сроки между заменами, как правило – это маркетинговый ход. Период замены масла зависит как от самого масла и автомобиля так и от условий эксплуатации и стиля вождения. Масла соответствующие современным стандартам с маркировкой SM(см. раздел “Загадочная маркировка”) – дольше сохраняют свои свойства, чем SL. Автомобили с современными двигателями более требовательны к качеству масла, при этом инженеры стремятся уменьшить размер самого двигателя, вместе с этим и объем заливаемого масла тоже уменьшается. Если автомобиль используется в основном для длительных загородных поездок, то масло прослужит дольше, чем при езде по городу. Такая же участь ждет масло, залитое в двигатель автомобиля, которым управляет водитель со спокойной манерой вождения. Если вы любите гонять, резко трогаться с места, крутить двигатель до высоких оборотов – Вам придется менять масло чаще.
 
В любом случае менять масло надо не реже, чем указано в инструкции на автомобиль и не реже, чем один раз в год. А вот узнать о том, что пришло время заменить масло раньше этого срока можно путем регулярной проверки уровня и состояния. Если ваш автомобиль имеет исправный двигатель, а уровень без видимых причин (подтеков по двигателю) вдруг резко упал (обычно на половину расстояния между отметками MINи MAX) – это первый признак того, что масло отработало свой ресурс. Так же пришло время менять масло при значительном потемнении, когда сквозь пленку, оставшуюся на щупе, не просвечивает сам щуп, а  видно лишь сплошную черную жидкость. В разделе “Как отличить подделку” – был описан способ контроля путем капли на салфетку – это тоже не лишний пункт  проверки.
 
Как часто надо контролировать уровень и качество масла? Лучше всего перед каждой поездкой. Но на современном исправном двигателе такой контроль является чрезмерным. Если вы возьмете за правило проверять масло каждую тысячу километров – это будет хорошо.  Можно взять за правило – каждое 1ое число месяца или каждый понедельник (в зависимости от того сколько Вы наезжаете) контролировать масло. 
 
Что произойдет если вовремя не поменять масло
 
Конечно, двигатель одномоментно не выйдет из строя, если вы вдруг проедете лишнюю тысячу или две. Затягивая с заменой Вы приближаете дорогостоящий ремонт: и без того тонкие каналы подачи масла забиваются грязью, множество деталей обеспечивающих работу всевозможных систем увеличивающих мощность, эффективность и экологичность сложных современных двигателей оказываются с недостатком смазки, что приводит к увеличенному износу. Лишняя экономия на смене масла может вылиться в дорогостоящий ремонт через какое-то время.
 
Но надо помнить, что моторное масло не только защищает двигатель от износа, но и вымывает грязь и отложения. Одна несвоевременная замена может привести к тому, что какой-то из каналов забьется грязью и даже после замены, масло будет поступать к этой детали с недостатком. 
 
Зная то, что проблемы с двигателем начнутся не сразу, производители автомобилей специально увеличивают срок  замены масла – неполадки начнутся уже после гарантийного срока. Отличный пример - современный 16-клапанный ВАЗовский двигатель: объем 1.6 литра, сложный механизм с 2 распредвалами и гидрокомпенсаторами, объем картера для заливки масла всего 3 литра. При этом интервал замены масла, указанный производителем – 15 тысяч километров, а по факту на этом двигателе менять даже качественное масло SLнадо через 8-10 тысяч в зависимости от стиля вождения и условий эксплуатации!  
 
Двигатели, за которыми владельцы следят и вовремя меняют масло ходят не по одной сотни тысяч километров. Сплошь и рядом известны случаи, когда у педантичных и аккуратных хозяев Жигули ходили по 300-400 тысяч до “капиталки”, в то время когда остальные “капиталились” где то на 150 тысячах.
 
К сожалению принцип “поезжу пару лет и продам” состаривает автомобили гораздо раньше их реального срока службы, но таково уж современное общество “Фурсенковских потребителей”: чем быстрее сломается – тем быстрее купят новое. Срок службы давно перестал быть важным фактором, на передовой – гламур и соответствие моде.  Берегите свои автомобили, даже если вы не собираетесь на нем долго ездить – уважайте тех, кто купит автомобиль после Вас!
 
Итоги.
 
Подытоживая можно выделить несколько основных советов для владельцев современных  автомобилей:
- Не столь важен производитель, сколь факт того, что приобретенное масло - не подделка. - Приобретать масло надо в проверенных магазинах или в крупных сервис-центрах закупающих масло оптом в бочках.
-  Оптимальным выбором является:
            на зиму синтетические 0W-40 и 5W-40.
            на лето полу-синтетические 10W-40.
- Масло SLнадо менять чаще, чем SM. Масло с маркировкой SJпокупать не стоит.
- Масляный фильтр меняется обязательно.
- Промывать двигатель следует в том случае, если масло оказалось не качественное или замена производилась несвоевременно. Так же полезно делать промывку в профилактических целях каждую 3ую замену масла.
- Не стоит экономить и затягивать с заменой масла – это губительно для современных двигателей.
- Не стоит доверять инструкции на автомобиль и рекламе на этикетке масла – регулярно контролируйте уровень и состояние масла для своевременной замены.

Комментарии

SJ не такой уж и плохое

SJ не такой уж и плохое масло. Различия в API ненастолько критичны

http://www.zr.ru/content/arti