Зачем снижать давление в колесах при езде по бездорожью

Очень часто в кругах любителей езды по бездорожью бытует мнение, что снижать давление в резине надо только при езде по болоту, т.к. только тогда имеет смысл увеличивать площадь опоры колеса, чтобы машина не проваливалась. В других случаях этого делать нельзя, поскольку, чем больше площадь, тем лучше скольжение, а значит, и колеса будут буксовать. Над таким мнением новичка "бывалые" обычно посмеиваются: они на практике знают, как едет машина на стравленных колесах по сравнению с накаченными. Но далеко не все могут объяснить, в чем суть физического явления и где заблуждается новичок...
 
А на самом деле все очень просто: принцип "чем больше площадь, тем лучше скольжение" справедлив только для жестких поверхностей, например, для асфальта. Установка более широкой резины, чем положено заводом, безусловно, приведет к тому, что при торможении колеса заблокируются (пойдут юзом) раньше. Но, при движении по мягким грунтам (грязь, песок, глина, торф, снег) мы имеем не скольжение покрышки по грунту, а совершенно другое физическое явление. Когда наше колесо начинает буксовать, то оно смещает частицы одного слоя грунта относительно другого! Фактически, наше колесо как фреза прорезает канавку в грунте, снимая его часть. Шашки протектора выступают в качестве зубцов резца. Стравливая резину, мы увеличиваем суммарную протяженность шашек протектора, которые одномоментно оказывают воздействие на грунт. По аналогии с фрезой получается, что мы увеличиваем ширину резца. А чем больше ширина, тем больше суммарное сопротивление слоев грунта - тем тяжелее срезать одни слои нетвердого грунта относительно других. И в результате сила, толкающая наш автомобиль вперед, выше, согласно третьему закону Ньютона! 
 
Но не увлекайтесь чрезмерно стравливанием резины. Кроме увеличения проходимости, это действие имеет еще и множество отрицательных моментов. Колесо может разбортироваться при возникновении боковых усилий, например, в повороте или при выезде из колеи. При наезде на камень или бревно, покрышку может "пробить" до диска и повредить сам диск. Мягкие боковины легче протыкаются острыми палками и камнями. Между ободом и покрышкой набивается грязь и щепки, иногда это приводит к тому, что колесо начинает в этом месте травить.
 
Для борьбы с такими недостатками существуют оффроуд аксессуары: 
 
Бэд-Лок (Bead-Lock)  - это механические устройства, устанавливаемые на диск, которые удерживают борт покрышки на ободе за счет специального крепления, не позволяя колесу разбортироваться, а также не дают набиваться грязи между ободом и покрышкой.
 
Аир-лок (Air-lock) - это небольшая камера, которая устанавливается вокруг обода и создает рабочее давление только лишь в зоне прилегания бортовины покрышки к ободу. Аир-лок не только избавляет от возможной разбортировки колеса и попаданию грязи между ободом и колесом, но так же выполняет роль небольшого демпфера при наезде на препятствие. 
 
Но ни одно из этих устройств не спасает боковину колеса от протыкания. Если вы стравили резину, то будьте особо осторожны и не забывайте регулярно контролировать давление в колесах манометром!
 
Александр Обухов специально для компании Вездеход