Туристический рейд "Вокруг двух озёр"

На всем протяжении рейда, даже тогда, когда палатка уже стоит, костер горит, а баночка пива открыта, мозг на подсознательном уровне не дает расслабиться и все время держит организм в состоянии повышенной боеготовности... Но сейчас, спустя всего несколько часов с момента, когда автомобиль вкатился во двор, из него взяты только самые необходимые вещи и ты сидишь дома, в кресле за компьютером и пишешь эти строки, волны усталости накатывают одна за одной за все 12 дней рейда... 

 

Как обычно, началось все очень задолго... Еще осенью прошлого года, когда на одной из покатушек мне задали вопрос, а что из глобального планируется следующим летом и будет ли Бесов Нос... Тут камень тяжелой ноши о бездарно профуканном отпуске 2007ого года стукнул меня по голове и я сильно призадумался... Забегая вперед скажу, что ни один из людей, сподвергших меня на составление данного рейда не поехал с нами, но об этом чуточку позже. 

 

Отправными точками предстоящего маршрута стали конечно же Бесов Нос и Воттоваара, но ограничиваться этими достопримечательностями не хотелось... Поэтому в план рейда крайне удачно лёг Муромский монастырь и водопад Кивач, таким образом получилось кольцо вокруг Онежского озера. Кто-то из тех, кто спустил на меня тот самый камень сказал, что неплохо было бы посетить и Мраморный Карьер в Рускеале... Он конечно не попадал не коим образом в маршрут, но был включен как необязательный элемент. Вот примерно с таким маршрутом и было выложено предложение о рейде в начале декабря 2007 года. Желающих было просто море... Самым популярным был ответ "Едем стопудово". Некоторых потенциальных участников пугало количество желающих, а я конечно же посмеивался: "Легко говорить, труднее сыграть, особенно спеть." 

 

Тем временем незаконченность маршрута меня расстраивала. Если начало было идеальным - дневка на берегу Онежского озера с радиальным броском на Муромский монастырь без выезда на дороги общего пользования позволила и отметить начало рейда и отдохнуть после длинного перегона и попробовать бездорожье "на зуб" - то концовка была смазана, но время все расставило по своим местам - дикий водопад Кулисмайоки и спец. участок до уникального озера Импилампи от Александра Живицкого гармонично дополнили концовку рейда, что было принято решение о рейде "Вокруг двух озёр" - Онежского и Ладожского с посещением большинства известных достопримечательностей данных мест. 

 

Если честно то до момента, когда мы все собрались на бензоколонке за Разметельево, я понятия не имел сколько нас будет. В Разметельево приехало 7 экипажей:  Собственно говоря моя 213ая Нива на M/T резине с штатно установленной электрической лебедкой, Ондатра на 213ой на ВЛИ-5 с сыном и "штурманом", далее следовал абсолютно стандартный Опель Фронтера Спорт на A/T, Экипаж Ренжера, опять же на 213ой Ниве, только лифтованной и на 235ых "Медведях". Если у меня в машине было 3 члена экипажа и весь шмурдяк находился в багажнике и салоне, который был завален под потолок и изо всех окон торчали пенки, сапоги и прочая снаряга, а на экспедционнике ехали только Хай Джек, Лопата, канистра, траки и троса, то на машине Ренджера был навьючен приличных размеров баул а в стёкла можно было смотреть... Но в этом отношении всех переплюнули Опаньки - экипаж Mika Kostramskoy. (До момента их появления в колонне я считал что это 2 разных экипажа). Их инжекторная 31ая (длинная) Нива, на М/Т резине, внешне по объему превосходила TLC-80 Ворона. И немудрено - их было пятеро: Игорь с Ольгой, их дочь Алина и две собаки. Увидав как бодро вкатывается их экипаж на заправку у меня тут же встала картинка из памяти с ПС-9, как эту Ниву при помощи 2ух хай-джеков ставили на "попа" чтобы взять КТ, находившуюся на здании между 2ым и 3ем этажами. Было понятно этот экипаж готов к рейду по-полной. Кстати впоследствии мне удалось убедиться что это именно так - это был самый подготовленный экипаж. 

 

Тойота даже на A/Tшной резине достаточно проходима, а вот понимание того, что если она сядет будет не до шуток, немного напрягало - успокаивал лишь блок для лебедки лежащий в багажнике и оставалось надеяться что лебедку не оторвет вместе с бампером.... Мое сомнение вызывал лишь Фольксваген Таро Дениса - сильно подгнивший кузов, огромнейшая база, низко висящая раздатка рождали в моем мозгу болезненные картины сидящего на брюхе в разных позах и застрявшего между деревьев белого крокодила.... Надо честно сказать - я был не прав... конечно эта машина эпизодически подсаживалась, но с тем же успехом легко и просто проходила там, где сидели другие. И конечно же надо сказать что я ни разу не пожалел, что эта машина оказалась с нами, поскольку на протяжении всего рейда, те недостатки, которые меня так сильно тревожили на старте, с успехом превратились в преимущества - этот автомобиль с успехом заменил нам техничку, мусоровоз, водовоз и еще целую кучу всего благодаря своему огромному кузову... Насколько эта машина оказалась ценна для рейда мы по-настоящему смогли оценить лишь тогда, когда Денис вынужден был нас покинуть из-за срочных дел в городе... 

 

Восьмая машина, Шеви-Нива Александра Живицкого, выезжала несколько позже в связи с уважительными причинами. 

 

Предстартового брифинга не получилось - лил проливной дождь... Я вкратце огласил примерный план поездки и встретился с негодованием, зачем делать следующую остановку на заправке всего лишь через 150 километров... Но даже этих 150 километров нам было не суждено проехать - пришлось сделать зеленую стоянку раньше и штурмовать заросшую травой по пояс канаву... 

 

Перегон ничем особо примечательным не ознаменовался поэтому подробности опущу, скажу лишь, что было очень много технических остановок. Перед самым лагерем в одной из луж у Фольксвагена умер генератор, а позже машина начала троить. Решено было не останавливаться, уже и так темнело, а с проблемами разбираться завтра. На место первого лагеря мы прибыли уже в темноте.. 

 

Расстановка палаток, стульчиков, и прочего.... Попытка развести костер.... Первая-вторая.... N+1ая... Сырые, лежалые дрова гореть ни в какую не хотят... Беру бензопилу, и Ворона в компанию, отправляемся на поиски сухостоя вглубь леса на машине... Сворачиваю с лесной дорожки прямиком в лес, ловлю сухостоину в свете люстры, упираюсь бампером - хрясь... Сушина послушно ложится на землю. Слышу удивленный возглас Ворона: "Есть же бензопила"... "Привычка" - отвечаю хриплым голосом одного из джентльменов удачи :-) 

 

 

Привозим целый экспедиционник дров в лагерь. Тем временем в лагере уже бодро горит костер - радует: все таки есть среди членов рейда люди с опытом, которые могут разводить костер не только при помощи канистры бензина.... 

 

Где то в районе 3х часов ночи наконец то раздались хрипы в рации, которые буквально несколькими секундами позже сменились членораздельной речью - это стремительно приближался 8ой экипаж - Жив. Спустя 30 минут Шеви-Нива бодро влетела на зарезервированное место и в базовом лагере рядом с моим ангаром вырос еще один такой-же, под названием палатка... 

 

Подробности проблем возникших в течении вечера и ночи первого дня я опущу - если люди которых непосредственно это касалось захотят - они сами расскажут. Рассвело, периодически разные люди уходили спать и вставали, так что лагерь бодрствовал всю ночь. "Каша" событий варилась, пришла информация о том, что кто-то приедет из Спб и проблема будет решена окончательно, я успокоился и где то в 7 утра отправился спать. Разбудили меня в 12, со словами что надо срочно ехать кого-то вытаскивать. Я спросони не смог въехать что от меня хотят, сказал что сейчас выпью чашечку кофе, приму ванну и все сделаю, но меня усадили в машину, загрузились на броню и отправили в болото, тащить бегемота, то бишь Патруль. 

 

На патруле и еще 2ух других неизвестных мне машинах приехали решать ту самую проблему члены клуба "Все 4x4". Собственно об этом я только тогда и узнал... А еще позже я узнал что благодаря "испорченному телефону" люди вообще не знали куда и зачем они едут... 

 

Часть дороги до первого лагеря идет через болото Кукурецкое - засыпная гать с огромными лужами. Все легко проезжаемо "в лоб", но желание объехать одну из луж для пилота Патруля оказалось роковым - колеса соскользнули с гати и огромная махина ушла одним боком в топкое болото настолько, насколько позволил дорожный просвет. Дальнейшее утопление остановили редуктора упершись в гать. Пока я разматывал лебедку, Жив ловко поднял на траки Патруля хай джеком и машина была освобождена из плена... Вместе с Патрулем нас покинул экипаж Ондатры, которая обещала как можно быстрее вернуться... 

 

Мы вернулись в лагерь уже бодрые и веселые - как никак первый заколбас... Завтрак, медленные сборы, туда-сюда. И как следует из данных полученных с "черного ящика", который был установлен на мою машину, в 15 часов двинулись в сторону Муромского монастыря. Денис вызвался остаться в лагере возиться с Фольксвагеном и приготовить нам еду. Пляжная гонка вызвала всеобщий восторг... Солнце, песок, брызги из под колёс... 

 

15 километров по пляжу пролетели незаметно по свежим следам протектора грязевой резины... Песок закончился, машины остановились и дружно открыли капоты, посмотреть что же с фильтрами... Я выяснил, что система зажигания герметизирована идеально, а вот с воздухозабором дела обстоят из рук вон плохо. Протерев кастрюлю и заменив воздушный фильтр забурились в лес. Первый спец участок - разбитая лесная дорога... Аккуратно переваливаемся через камни... и спустя 100 метров останавливаемся - дорога спускается вниз и полностью затоплена водой настолько, насколько хватает глаз. Аккуратно на цыпочках спускаемся и тихонечко едем то и дело переваливаясь через огромные валуны полностью скрытые от глаз под глубоким слоем воды. 

 

Через 300 метров выбираемся на дорогу... Фары полны воды, а в кастрюле опять плещется. Беглый осмотр и мы продолжаем двигаться дальше... Еще 7 километров по лесной дороге, не представляющей особых проблем для продвижения и мы у стен Муромского монастыря. Там же мы встречаем две штуки Газ 69 - Мамонта и еще одного подготовленного с карельскими номерами. Становится понятно чьи следы мы видели... 

 

Народ разбредается смотреть полуразрушенные монастырские постройки, а я отправляюсь на песчаную косу Мыса Муромский, где коротенькая речка соединяет Муромское и Онежские озёра... Забрасываю удочку... Подходит Жив за разрешением прокатиться на моей машине, т.к. его осталась около монастыря. Краем глаза вижу что моя машина уехала, только Жив почему-то сидит на пассажирском... Шок, удивление, но в этот момент начинает клевать. Первый улов. Плотвичка и Окунь... Возвращается Жив... На своем Шевике... За ним едет моя Нива пилотируемая Ленкой-Навигацией. :-) Охреневаю слегонца, но пиво заботливо принесенное ею же перед началом этой покатушки уже сделало свое дело - на душе легко и приятно. 

 

Подтягиваются остальные участники рейда. Иду хвастаться уловом. 30ти минутный отдых на песчаной косе, акробатические этюды в исполнении Ренжера и Алины, доработка систем впуска на некоторых автомобилях, торжественное отпускание улова назад в речку. Солнце начинает клониться к закату и мы отправляемся назад. Спец участок даётся легче и вот мы снова на песчаном берегу. 

 

Мы с Живом разбрызгивая воды Онежского озера вырываемся чуть вперед ловко рысача между бревнами, разбросанными по берегу. За несколько часов проведенных на Муромском ветер стих и вместе с ним стихли волны... Подбираемся к ручью, Жив ловко прицелившись по нашим следам несколько часовой давности бодро ныряет и ... если бы я писал сценарий к фильму то тут бы было затемнение и секундная пауза. 

 

Я не знаю каким чудом эта машина оказалась на другом берегу - видимо исключительно за счет инерции и испуга, заставившего нажать пилота гашетку в пол. Волна переливается через крышу, куча песка падает на мой капот и шевик останавливается на другом берегу ручья. Жив выходит - глаза по полтиннику... Я тоже выхожу, осматриваю... Там где недавно едва скрывало ступицу теперь по пояс. Во время шторма, видимо, возникло наводнение, а теперь, когда волна и ветер стих, ручей бодро выплеснул назад все, что было нагнано стихией, углубив свое русло. Прикидываю новую траекторию, уже по дуге через Онежское озеро, поехали.... Не получилось... Колеса увязают в топком песке, вымываемом из под колес сильным течением ручья и машина садиться. Вода начинает прибывать в салон, сначала раздается хлюп-хлюп, потом ква-ква, а затем где то в багажнике начинает кто-то бить хвостом. Мучительно вспоминаю май 2007ого, когда Алладин сидел тут-же и так-же... Жив разматывает свою новенькую манерную динамическую стропу от АРБ, накидывает на фаркоп своему шевику и смотрит на мою Ниву... Проходит еще несколько секунд, прежде чем он решается нырнуть в ледяную воду ручья к буксировочной проушине. Секунда другая и моя машина вновь стоит на твердом берегу. Открываю дверь поток воды выносит из машины различный мусор лежавший на ковриках... 

 

Тем временем нас догнали остальные участники и Ренжер не упустил случая рассесться в том же самом месте что и я... Операция по вытаскиванию повторяется. Мокрый по-колено отправляюсь на пешую разведку в глубь озера. Оказывается то, что чернелось с берега это не увеличившаяся глубина, а всего лишь водоросли, поэтому ограничиваемся всего двумя утопленными машинами - остальные идут по безопасному фарватеру через озеро. 

 

Вынимаю сырую шумоизоляцию и вытаскиваю сливные пробки, остатки воды стремительным потоком устремляются из машины на песок - продолжаю вынимать сырую шумоизоляцию, Ренжер смеется: "А я это еще в городе сделал". Две нивы стоят "попами" к верху и сливая ручьями воду из салона. 

 

На закате возвращаемся в лагерь, где нас ждет ужин... Залезаю под машину - в мостах эмульсия, коробка нормально, раздатка неизвестно - не получается открутить пробку. Принимаю решение поменять масло утром, когда вернется Ондатра увезшая шприц для смены масла. 

 

Утро было длинным и мучительным. После раннего подъема весь лагерь начал медленно и уныло собираться, ходить из стороны в сторону постукивая больными головами о сосны. Пришло известие от Ондатры что ей ехать еще прилично... Понимаю что масло поменять не судьба - тем лучше поменяю после Бесова Носа - все равно купаться, а перегон всего лишь 50 км. Наконец лагерь собран и колонна медленно трогается, но проехав от силы километр встает. 

 

Замена свечей на Фольксвагене результата не дает и продолжаем движение дальше на троящем двигателе. Выезжаем на шоссе, к этому моменту подруливает Ондатра. Понимаю, что времени менять масло уже нет. Все равно пол-часа времени уходит на перегруз шмурдяка, обмен впечатлениями, попытки починить Фольксваген... Снова трогаемся, следующая остановка - д. Гакугса, точнее местный магазин. 

 

Еще пол-часа уходит на разорение магазина, фотографирование с местной киской и поиски сбежавшего под уклон автомобиля. И вот мы в Каршево, пока одни заправляют все возможные емкости водой из колодца, вторые закупают свежее парное молоко, а третьие фотографируются на фоне Коровы. Выходит Алюляй местного розлива, обещает нам Жопу-Жопскую, говорит, что сейчас до Бесова Носа не доехать, что там Беларусь утонула и до сих пор сидит, ну в общем все как обычно ... Напрягает лишь одно - из графика мы выбились и финишировать похоже придется в темноте. Немного конечно пугает Беларусь, но об этом стараюсь не думать - надо решать проблемы по мере их поступления. 

 

Снова колонна трогается и вот в 16.05 мы наконец то на старте Спец.Спец.Участка "Бесов Нос". Спускаем резину, переодеваемся в сапоги, выстраиваемся в Боевом порядке. Первым в бой Бросаю Жива, ему на хвост вешаю Ондатру, дальше еду сам. За мной Фронтера, потом Фольксваген, TLC, длинная Нива, и наконец замыкает шествие Ренжер... Даю команду - "по готовности трогаться". Жив с Ондатрой улетают вперед, я чутка притормаживаю - еще не все готовы стартовать... 

 

Не прошло и 3х минут как радио эфир взорвался разговорами штурман-пилот: Это наш авангард доехал до первой лужи. Когда я выскочил из за поворота Жив был уже на другом берегу, а Ондатра уже сидела. 

 

Жив разматывает свою динамическую стропу, привязывает, дёрг ... Удар, скрежет, хлопок складывающейся стропы... 

 

Задняя дверь Шевика местами напоминает фантик от конфеты: в первой же луже Ондатровозка лишилась своей единственной проушины и пара шаклов прилетела Живу в задницу, видимо до кучи к топору, который, как мы выяснили по ходу рейда, там находится. Тем временем подруливает арьергард. Все дружно стоят полукругом вокруг машины и натужно хором думают одну и ту-же мысль - "Что делать дальше". Надо сказать что автором проушины был я. Правда делалась она из подручных материалов по техническому заданию "чтобы было за что буксировать, если машина сломается" и первые же испытания на рывок она провалила, но как буксировочная вполне годилась. Правда после этого с успехом прошла 2 покатушки... А делать все таки что-то надо было. Объезжаю по бровке раскорячившуюся ниву, разворачиваюсь, натужно вспоминаю с какой стороны бампер крепче приделан к кузову и аккуратно вытягиваю лебедкой за бампер. 

 

Дальше едится все как-то более менее спокойно. Кто-то где-то подсаживается - я дергая Фронтеру рву свой 22 миллиметровый трос, разбивая при этом фару Фронтере. Обрывками троса потом обвязываем Ондатру. Делаем привал в традиционном месте на берегу речки, обедаем. Мимо нас по речке проплывает тримаран необычного вида - связанные бортами три лодки. Мы решили что это для перевозки туристов на Бесов Нос. Дело двигалось в вечеру и надо было стремительно продвигаться вперед: всего я обещал на маршруте жопы в количестве трех штук и все они еще были впереди !!! 

 

Надо сказать что к тому времени я ехал вполне уверенно и нигде не подсаживался. Изредка разворачивался и подтягивал тех кто садился лебедкой. Ленка выдала фразу, что как-то скучно едется - все сидят а мы нет. Вот в один прекрасный я очутился в конце колонны, вставшей в очередь в объездку, потому-что в этой объездке уже сидел Фольксваген. Мне тоже стало скучно и нажав на гашетку я ломанулся напролом по колее. Выходил я из сидевшей машины держась за живот - год назад именно в этом месте, в такой-же позе, только на другой машине я уже сидел. Если кто помнит фильм по "Бесов Нос -2007" то это именно там был "Буль-буль из выхлопной трубы". Пока выдергивают Фольксваген, привычно лебежусь за "лебедя, которого нет" и все равно оказываюсь в голове колонны. Собственно все только меня и ждали: "Ты с лебедкой - тебе и карты в руки". Это была первая из обещанных жоп. Выглядело все ужасно - огромная глиняная колея с подъемом, дальше болотина, забросанная ветками. Посреди более-менее ровный промежуток. Колея выше колена. Не сползти в нее можно разве что на цепях. Уже сейчас рассматривая фотографии думаешь: "а фигня", а тогда первое что я искал - за что лебедиться и как поставить машину, чтобы лебедить остальных. 

 

Решение о способе прохождения препятствия сваливается как обухом по голове в тот момент, когда я посмотрел на лужу с обратной стороны. Двумя колесами по колее, двумя по откосу, с огромным креном тапка в пол. Такой тактикой эту засаду прошли все без особых проблем. 

 

Там временем солнце скрылось окончательно. Чтобы не тормозить колонну рвусь дальше... Через 500 метров огромная болотина - еще одно из моих любимых засадных мест: жопа номер два - тут сделана фотография моей аватарки. Иду проверять брод. В привычной траектории по которой раньше дважды проходил это место зачерпнул воды в забродники. Ищу новый фарватер. Нахожу. На сей раз он пролегает по дуге. Решаюсь применить ту-же тактику что и при прохождении предыдущей засады - одним колесом по глубокой колее. Все шлось более менее хорошо, до тех пор пока на выходе машина практически встала колом. Вроде бы и не уперся ни во что, но при этом и не едет. Правый борт погруженный в болотную лужу медленно насасывет воду. Плывут Ленкины кроссовки. 

 

Делать нечего, разматываю лебедку. Вытягиваюсь. Причина такой резкой засады крылась в разбортовавшимся колесе. Переобуваемся в Живовскую запаску. К этому моменту сумерки сгустились, подозрение о финише в темноте стали реальностью. К следующей засаде подруливаем вдвоем с Живом. Выглядит все совсем тоскливо. Жив ввязывается в бой "по дуге" , долго и упорно буксует, наконец садится. Я рвусь в лоб, тоже сажусь. Вытягиваюсь лебедкой, сам и вытягиваю Жива. Пока мы развлекались остальные не только преодолели засаду, где я разбортовался, но и нашли объездку, которую мы пропустили в сумерках, чтобы обойти расколбас, где мы уселись напару с Живом. 

 

Выбравшись на сухую землю пошли смотреть дальше... А дальше был апокалипсис. Непредвиденная Жопа номер четыре в виде Беларуси сидящей в речке на том месте, где раньше был мост. Рядом с Беларусью было перекинуто некое подобие моста. Резкий спуск, резкий подъем и колея. 

 

Чем мне нравится этот Спец Участок, так это тем, что сложности идут по-нарастающей: каждая последующая засада чуть сложнее, чем предыдущая и к самым засадным местам подходишь уже размявшись и подготовившись. Я на 100% уверен, что если бы эту картину увидели участники рейда в самом начале С.У. то практически все бы отказались от преодоления и захотели бы оставить машины в Каршево и по реке добраться до Бесова Носа. Но в тот момент было понятно, что выбора нет и нам придется штурмовать это препятствие. 

 

Первым в бой опять суждено было идти мне - ни у кого не было сомнения, что для того, чтобы взобраться на склон потребуется лебедка, но муды рулят ! Подложили траки, аккуратно прицелились, проехали, тапка в пол... Нива повисает на брюхе на самом верху подъема... Чуть подтолкнули и горка взята. Если бы не поленились и подрыли уступ то машина бы легко прошла, а так для срытия бугорка не хватило чуть-чуть. За мной резво проскочил Жив. Сейчас я плохо помню хронологию прохождения этого места, но кажется потом была Ондатра, точнее она уже к этому моменту выключалась, и непонятливо хлопала глазами, когда к ней подходили. В общем то немудрено, ибо преодолела 3 раза расстояние разделяющее Санкт-Петербург и место нашего пребывания, а потом сразу же вышла на Спец. Участок, поэтому переводить, а точнее засадить ее машину предстояло мне, что я с успехом и сделал. Отбиваться от неуёмного Ондатреныша, который порывался покинуть Ондатрову Ниву я оставил Ренджера, а сам отправился оперировать лебедкой. 

 

 

Следующим был Ворон. Он аккуратно спустился вниз и ... нет, не поимел все стадо, а просто честно сделал то, что ему сказали! Когда препятствие из бревен было почти до конца преодолено и бампер Тойоты уперся в практически вертикальных холм, кто то скомандовал - "Тапка в пол и пошел". 

Тойота взревела, подпрыгнула, выкинула из под колес, все что лежало под ними - траки,доски и т.п. И грузно осела мимо брёвен. В лесу раздалось раскатистое &@яяяяяяяяяяяяяя ! Пока Тойоту поднимали хай-джеком с моста, я развернулся, уперся в дерево, дабы лебедка не улетела вместе с бампером и соорудил кинематическую схему с блоком и деревом. О чудо - трехтонный монстр пополз вверх и с через минуту оказался на другом берегу. Таким образом внеочередная Жопа обещанная нам местным Алюляем была преодолена. 

 

Миновала полночь и в тот момент, когда колонна подошла к последней третьей жопе бодрыми оставались лишь трое, которым все происходящее было по-кайфу. У Ондатры окончательно села батарейка и она вырубилась, Ворон и Денис с Фронтеры увидев полянку небольших размеров категорически отказались продолжать движение стали раскладывать палатки и еще долго соблазняли нас горящим костром и своим радушием, пока мы ковырялись в последней луже... Остальные же смирились с тем, что придется идти дальше усталыми взглядами смотрели на меня, Жива и Ренджера. Я пообещал, что это последняя Жопа и дальше нас ждет асфальт.... Мне поверили .... 

 

Жопа внешне выглядела не страшно - брод, чуть повыше колена с разбросанными бревнами. Бодро за 2 минуты брод был расчищен и к нашему удивлению на дне русла обнаружились шесть свай, не позволяющих преодолеть так легко и просто, как этого хотелось. 

 

Есть у Живицкого такая особенность: хлебом не корми - дай бензопилой помахать. Если на дороге поперек бревно, он обязательно полезет за бензопилой, даже не смотря на то, что бревно можно объехать. В общем то этот раз исключением не оказался - Жив бодро взмахнул пилой и .... из под воды полетели искры. Нет, сваи были деревянные, просто от долгого нахождения в воде они похоже были прочнее железа. Позже, когда на следующий день мы приехали переводить через эту засаду Ворона и Дениса, вода была чистая и я обратил внимание, что таких "умных" пытавшихся пилить было много, но все они ушли не соло нахлебавши... 

 

Как минимум пол-часа мы тупо ходили по руслу речки примеряясь к сваям, предлагая абсолютно фантастические решения и тут же сами их отвергая. Из за кустов слышалось "А у нас костер уже горит" ... "А у нас уже чайник вскипел" ... Хотелось запулить бревном, но было жалко остатков сил и на эти издевательства был наложен жесткий игнор. 

 

К консенсусу все-таки пришли: C одной стороны были выложены бревна, по которым предстояло двигаться машине, а другая сторона, по тракам, проходила через сваи. Автором идеи выступал Ренжер, ему же было доверено штурманить и надо сказать это у него отлично получилось, причем настолько отлично, что когда подошла очередь проводить машину самого Ренжера за руль сел я, а он продолжал штурманить. На преодоление последней Жопы ушло 1.5 часа. 

 

 

 

Жив рванул вперед, я медленно двигался за ним, показывая дорогу Фольксвагену,едущему в кромешной темноте без фар, в виду умершего генератора. Плюс к тому же весь С.У. он постоянно глох из-за того что не работал один из цилиндров... 

 

По рации вызвал Жив и испуганным голосом сказал, что ему страшно и тут творится какая-то чертовщина, так же спрашивал про развилки - я обрадовался: наш авангард достиг Шальского и до Онеги уже рукой подать. Фольксваген в очередной раз заглох на подъеме и больше не смог завестись, сзади подсела Нива Ондатры, пилотируемая не слишком опытным в этом деле Андреем. В общем затянулась еще одна пауза по замене аккумулятора и вытаскиванию Нивы. 

 

Я смотался вперед до Шальского - конечно картина, представшая перед глазами в свете люстры могла испугать любого. Разрушенная деревня, осевшие и развалившиеся дома, кромешная темнота, ветер колышет траву, выше человеческого роста, которая отбрасывает тени и всюду мерещится... Холодок пробежал по спине, вывернул из за очередного поворота, за которым показалось зарево - это Жив светил во все стороны всей мощностью своей люстры. Он находился на перекрестке... 

 

Тут то меня Бес и попутал... Каждый раз когда мы проезжали мимо этой деревни при свете дня, я никогда не замечал этой развилки, и мне казалось что надо ехать все время прямо. Выбрав наиболее прямое направление я сказал: "ТУДА !" иииии ... ошибся. 

 

Жив улетел по указанному мной направлению, а я вынужден был вернуться назад, дабы отдать находившийся у меня запасной аккумулятор для Фольксвагена. Вновь тронулись мы уже в 2:26, быстро пролетели через деревню, Жив уже сообщил по рации, что он на берегу Онеги, и спрашивал, что делать ему дальше. Я сообщил, что надо двигаться мимо песчаной дюны направо, к следующему месту выхода на берег. В ответ я лишь услышал что тут нет никакой песчаной дюны. Бред, подумал я. В 2:32 остатки колонны, возглавляемые мной выкатились на берег Онеги и воссоединились с Живом. Я сказал: "Все за мной" и мы ломанулись. Правда очень быстро остановились, т.к. дорога закончилась был виден чей то обширный лагерь. Я взял фонарик и начал бегать кругами в удивлении, насколько сильно меняется местность в темноте. Вокруг висели знакомые таблички "Место стоянки туристов" и "Охранная зона петроглифов". Наткнулся на табличку "Мыс Кладовец"... Какой к бесу Кладовец ??? Что за чертовщина ? Вернулись назад, туда где выехали на берег Онеги. Кто то-спросил: 

    - Ну что двигаемся дальше к точке Базового Лагеря ?". 

    - Какой точке ? Мы находимся на точке ! 

    - Нет ! До нее 900 метров !!! 

    - ?????? 

 

Мне подсовывают КПК с навигацией. Тут мне становится все понятно... Надо сказать что свою навигацию я не разворачивал - не очень удобно ездить с ноутбуком по спец участку, да и как я думал я тут и так все знаю. Как жестоко я ошибался... Конечно в Шальском я свернул не туда и вместо привычного места лагеря мы приехали в другое место - место где река Черная впадает в Онежское озеро. До Бесова Носа было 900 метров по берегу, дороги по которому нет! 

"Ну что, встаем здесь или двигаемся назад?" - с десяток пар уставших глаз ждали моего решения. Мощный ветер с Онеги не давал покоя: место, где планировалось сделать лагерь, располагается в бухте, защищенной от ветра мысом Бесов Нос и мысом Пери Нос. А эта стоянка распологалась на продуваемом со всех сторон мысу. Как выяснилось потом, можно было спуститься на пляж и по пляжу проехать до следующей стоянки, но в тот момент об этом мне было неизвестно. Представив себе возвращение назад в Шальский, крутой подъем и еще как минимум 30 минут езды я решил, что за это меня точно убьют и в 2.42 дал команду на развертывание лагеря тут! 

 

Потом уже в беседах за костром ребята сказали, что они в тот момент были готовы двигаться дальше, настолько все втянулись в эту дорогу... К рассвету палатки были поставлены. Решили натянуть тент, но до конца сделать это сил уже не хватило... Беспомощной простыней он болтался до середины следующего дня, постоянно мотаемый порывистым ветром. 

 

Утро ознаменовалось приходом делегации с папочкой. Народ после тяжелого спец участка сидел вокруг костра и грелся, попивая чай, кофе и другие бодрящее-расслабляющие напитки. Делегация представилась некой инспекцией по незнамо чему и усердно размахивала папочкой, грозясь переписать туда номера всех автомобилей. По мнению этих людей, въезд на автомобилях сюда запрещен, и они требовали срочно убрать весь автотранспорт в Шальский. Арсенал их доводов был печален - поваленные уникальные деревья, и ободранная для растопки щепа с живых деревьев по непонятной нам логике были явным, по их мнению, результатом появления здесь автомобилей. Когда наши доводы, о том, что щепу с деревьев мы не обдираем - у нас есть растопка для костра, а дрова мы привезли с собой, а мусор мы увозим в вон той большой машине, на членов делегации не подействовали осталось лишь послать их нафиг. Я аккуратно поинтересовался наличием у них удостоверений, на что получил безапелляционное заверение, что удостоверения у конечно же есть, но ни одна корочка на свет так и не появилась. Далее им была предложена взятка. От оной они тоже отказались, далее им было предложено составить акт о неком правонарушении и подать на нас в суд. Делегация еще раз погрозила папкой и удалилась восвояси. 

 

Позавтракав связались по рации с 2ым лагерем, медленно загрузились на меня и отправились к переправе, проводить оставшиеся 2 машины. Пока я занимался заготовкой заявленных 1.5 кубометров дров, Фронтера и Тойота быстро были переправлены опытными мостобродостроевцами - Живом и Ренжером. Загрузив все 3 машины под завязку дровами вернулись в базовый лагерь. На сей раз нас посетил местный алкаш, который за бутылку водки и несколько литров бензина отвез на катере часть нашей группы на Бесов Нос. Появилось предложение увеличить время стоянки на одни сутки. Предложение было встречено с энтузиазмом - многим надо было повозиться с машинами и еще хотелось отдохнуть и посмотреть прионежские петроглифы. 

        

 

 

Отдыхалось хорошо. День рождения Ондатры, шампанское... Потом была уха - нам удалось наловить рыбы, было несколько походов до Бесова Носа, периодически приходили какие то местные, упорно называвшие нас "блокадниками", за что получили мое абсолютное пренебрежение. Приходили так же археологи, которые просили не ездить по берегу на машинах, но убедившись, что весь наш автотранспорт заставлен палатками и выезжать мы никуда не собираемся, удалились восвояси... Свершилось таки мое первое купание в Онежском озере - последняя банка пива, употребление которой я так предвкушал, вывалилась из кармана, скатилась по каменному уступу и медленно уплывала в глубь озера. Желание выпить пивка все таки взяло верх над нежеланием купаться в холодной воде и заплыв состоялся. Потом была попытка забортировать мое колесо. Сначала при помощи компрессора, потом при помощи бензина, забортировалось оно лишь после того как ниппель разбортованного колеса соединили с колесом накаченным до 4х бар. Жив разобрал пол автомобиля, таки докопался до двигателя вентилятора и с успехом его починил. Причину "троения" фольксвагена тоже удалось установить - трамблер заливало водой. Из нерешенных проблем остался лишь похрустывающий редуктор на длинной Ниве Опанек. 

 

В день отъезда с Бесова Носа был назначен ранний подъем - на 7 утра, с надеждой выехать в 9. Выехали в 10. В общем достаточно бодро пролетели весь Спец. Участок в обратном направлении. По ходу полета полностью освоили забортовку колес при помощи бензина - дважды пришлось бортовать колеса на Фольксвагене. 

 

Исключением стала одна из самых первых, точнее уже последних, болотин. Когда ехали туда, то мы ее проходили с одной из сторон через лес, подкладывая траки. Но тяжелые машины разрыли эту объездку и я принял решение попытать удачу с другой стороны - там была построена из веток и мелких деревьев гать, но не до конца - примерно 5-7 метров топкого болота. Рванул на удачу. Естественно сел и в ход пошла лебедка. Жив глядя на меня поехал там, где ехали в прошлый раз. С жутким металическим хрустом сел. 

 

Пока я вытаскивался сам и вытаскивал Жива, Ренжер нашел удобоваримый фарватер через центр лужи и провел всех там. Единственной проблемой оказалось то, что у Опанек в этой луже залило контроллер инжектора и дальше их ниву пришлось тащить на буксире - благо до финиша было совсем чуть-чуть. 

 

 

В одной из первых, простых луж мы встретили УАЗик с московскими номерами, двигающийся в сторону Бесова Носа. Они сматывали обе свои лебедки. Остановились спросить, все ли у них в порядке. Они сказали что да и с усталыми, измученными лицами поинтересовались, далеко ли еще осталось такого расколбаса. Предложить им, с таким подходом, возвращаться назад язык не повернулся - просто сказал что далеко, а ведь они были еще только в самом начале и стояли практически на асфальте. 

 

В 4 часа дня мы полностью выехали со Спец. участка и остановились на берегу речки возле Каршево на привал, перекус и ТО. Привала и перекуса не получилось. Все занялись своими машинами. Замена масла, оборванных тяг, мойка машин и салонов... 

 

 

Ондатра умчалась в Петербург, Жив и Опаньки, которые к тому времени просушили мозги и доломали редуктор, в Пудож. Остановка затянулась на 3 часа. Заправив канистры питьевой водой поехали в Пудож догонять авангард. Совершив набег по магазинам и получив штраф за неправильную парковку, все вместе собрались на выезде из Пудожи на АЗС. 

 

Дело клонилось к закату, все говорили что устали и хотят спать, к тому же у нас было 3 полуразложенных машины - Жив усердно хрустел редуктором, у Опанек редуктор уже только скрипел и машина двигалась только на заблокированном межосевом дифференциале, и у Ренжера что-то было не слава богу. Поэтому в 20.40 ,оставив плестись 60 км/ч сломанных, мы ломанулись вперед километров 150, искать место под лагерь. 

 

Как оказалось через 150 километров встать было просто негде, поэтому наш бросок затянулся, мы проехали аж за Медвежегорск и нашли место для остановки лишь в 1:10 ночи. Утром зарядил дождь. Нас покинули еще два экипажа - Фольксваген и Фронтера. Жив с Опаньками отправились в Медвежегорск в поисках возможности отремонтировать машины и вернулись не соло нахлебавши с огромным багажом впечатлений, что времена "Совка" тут еще в полный рост. Желания заработать денег нет ни у кого - всем все просто лень !!!. Народ расклеился совсем и уезжать отказался наотрез. 

 

 

Но все таки часть группы ни в какую не желала оставаться на грязной и скучной промежуточной поляне, тем более, что из графика мы уже и так на один день выбились. В конце концов мы в рейде, а не на прогулке, так что мной было озвучено решение - едем дальше, а если кто-то хочет остаться - это его право. Но никто не остался. В 18.20 мы выдвинулись в направлении Янг Озера, прошли небольшой спец. участочек по короткой дороге и в 22:10 были вознаграждены закатом и лунным вечером на изумительной стояке на Янг Озере! Уже никто не жалел, что несколько часов назад нашел в себе силы подняться и начал собирать лагерь... 

 

 

Наутро оставив две неисправных машины на 3х живых отправились на Воттоваару. Дорога оказалась вполне хорошей, но мчаться по ней было тяжело - потому что повсюду стояли подосиновики разного калибра. Единственной преградой стал полусгоревший мост. Поверх обугленных останков свай были кое-как набросаны бревна, которые болтались даже под весом человека - что будет если загнать на него 3х тонного монстра думать даже не хотелось. Рядом лежали строй материалы для строительства нового моста, но ехать пришлось по этому подобию переправы. Стянув грузовой стропой бревна в наиболее болтающимся месте, без эксцессов проехали мостик. Эмоции зашкаливали, особенно у Ворона. Рядом с переправой валялось две пары штанов, он пообещал на обратном пути оставить свои здесь же. 

 

 

Недалеко от Воттоваары мы обнаружили свежий каменный карьер. Вспомнились приперания на форуме Все4x4 о том, что этот карьер угрожает горе. Моих познаний в области геологии недостаточно, чтобы утверждать или опровергать это, но по-моему горе гораздо больше угрожают идиоты, желающие оставить свой след, выцарапав или написав "Здесь был Вася" и устанавливающие новые сейды. 

 

Воттоваара, после пожара, произвела гораздо более сильное впечатление, чем в 2006ом году. Что говорить - смотрите фотографии сами... 

 

 

Восхождение для части группы далось тяжело, Жив сказал, что он принес в жертву килограмм пять своего бренного тела. Мы хотели принести еще несколько жертв, но они често отмазались перед богами, пообещав чистить картошку, стирать джиперский шмурдяк, мыть посуду и учить математику. 

 

 

 

Дорога обратно была гораздо веселее - все собирали грибы. Кто то останавливался, завидев грибную полянку и нарезал их в багажник, кто-то шел параллельно с медленно едущей машиной и собирал грибы по дороге, мы же ехали первыми и грибы собирали не останавливая автомобиль. За руль сел Жив, а я ехал на броне, срывал грибы и через открытое окно укладывал их на место штурмана. К лагерю приехало 1.5 ведра, которые потом мне пришлось пол-ночи чистить, а Ренжеру с Ольгой варить. В лагере нас ждал вкусный ужин, который заботливо приготовила та часть группы, что отказалась от восхождения и осталась. 

 

Снова ранний подъем, свертывание лагеря в дождь. От короткой дороги отказались, поехали по грейдеру в объезд. В 12.45 приехали на заправку в Гирвас, уже привыкнув к дикому образу жизни подивились на телевизор в придорожном кафе, перекусили. Жив, отказавшись от посещения Кивача, рванул в Петрозаводск искать запчасти и сервис. А мы заехали на Кивач, на котором в этот день была просто уйма народу, так что припарковаться было даже негде. Если честно то особого впечатления водопад не произвел, то ли из за того, что от туристов создавалось ощущение, что ты как на Дворцовой Площади, то ли мы уже притомились... 

 

 

Тем ни менее вдоволь напрыгавшись и нафотографировавшись посетили музей природы и отправились в Петрозаводск. Там на СТО нас уже ждал Жив. 

 

Весь этот день было полное ощущение какого то коматоза, интересно, это только у меня? Рядом с СТО находилось два кафе, одно уже посетил Жив, и сообщил нам что ходить туда не стоит, мы отправились в другое. Лучше бы я не слушал Жива: солянка за 45 рублей оказалась не просто несъедобной, она была отвратная ! 

 

В Петрозаводске мы провели почти 2.5 часа, оставив Жива и Опанек заканчивать ремонт машин, мы заехали в магазин и в 19.40 покинули город. Впереди нас ждало 200 километров, большая часть которых пролегала по идеальной, а из за этого скучной и сонной трасе "Кола". Заехали в Олонце на заправку и в 22.30 прибыли на место лагеря в устье реки Тулоксы. На удивление вечер выдался очень теплым. На Ладоге был штиль, а температура воздуха была явно за 20 градусов. Вскоре к нам присоединились и две оставшиеся машины. 

 

Подъем мы проспали и поэтому выезд получился поздним - покинули мы песчаные дюны лишь в 13.45. 

 

Гонка по песчаным дюнам не прошла бесследно для Ренжера - у него оборвало реактивную тягу. Ренжер остановился на замену, благо инструмент и запчасти были с собой, а мы потихоньку потянулись в Питкяранту. На одной из колдобин на подъезде к городу у меня начало что-то позвякивать - как оказалось опять срезало болт крепления "косточки". Ремонтировался я на заправке за Питкярантой, на которой была договоренность встречаться с Ренжером. 

 

 

В результате на Кулисмайоки мы оказались только в 17.35. Дорога, представлявшая ранее небольшой триальный спец-участок, теперь была пройдена трактором и была проходима хоть на феррари. У самого водопада суетились рабочие. Поговорив с ними мы узнали что тут будут снимать кино и они готовят площадку для съемки. 

 

 

Зато Кулисмайоки произвел впечатление на всех. Я посмотрел на Жива, он стоял на берегу, спросил в шутку, почему он еще не в воде - купание было его самым любимым делом, он купался всегда и везде. 

 

Жив покрутил пальцем у виска, потом задумался и нырнул. Через 5 минут в водопаде плескались почти все. 

 

Купание заняло чуть больше часа, еще 40 минут обслуживание машин на эстакаде. В общем на серьезные спец. участки мы всегда выходили с опазданием. Этот раз не стал исключением: в начале с.у. Импилпми мы оказались ровно в восемь вечера. Спец участок был коротким и насыщенным. Никто не садился, но зато пилоты испытали массу удовольствия от каменного триала. По ходу дороги Жив все время удивлялся - когда он был тут в прошлый раз, в середине июня, дорогу нужно было практически прокладывать, а сейчас была вполне уверенная, накатанная дорожка. 

 

 

 

На преодоление спец-участка у нас ушел час. И вот в рацию послышалось: "Опа... У нас проблемы. Здесь баня какая-то стоит". Стоянка на Импилампи весьма условная - это каменное плато. Изрядную часть ровного плато занимала недостроенная баня, вокруг которой располагалось несколько палаток. 

 

 

Как выяснилось потом, палатки принадлежали экспедиции ученых СПбГУ, которая изучает тут уже несколько лет уникальную природу этого места. А недостроенная баня принадлежит каким то москвичам, которые приехали и привезли ее сюда. Мы порадовались гостеприимности и тому, что дрова для костра уже завезли и начали разворачивать лагерь рядом. Что ж, если деревья растут на камнях, то палатки и подавно можно поставить. Сказано сделано. 

 

Поздно вечером разыгралась стихия - тент ели удержали, а Ниф-Нифом с соломенным домиком оказался Ренжер, у его палатки сорвало тент и все вещи промокли. Меньше всего затопило нашу палатку, тут сыграли два фактора - правильное местоположение, на самой высокой точке и то, что в самом начале ливня, я не поленился и промокнув сам до нитки протянул таки оттяжки тента плалатки. Остальные хоть и жаловались на наличие того или иного объема воды в палатке, все таки с утра выглядели вполне выспавшимися и свежими. 

 

 

Утром профессор - руководитель экспедиции, по соседству с которой мы стояли, рассказал нам о каменоломнях и фортификациях. Берегом озера, по короткой тропе, мы отправились на восхождение на самую высокую точку. По дороге нашли каменоломни, здесь остались следы того как раньше добывали камень - стальные клинья и сверла, которые вращали вручную, потом и окопы, и вот мы на вершине. Захватывает дух ! 

 

 

Ни одна фотография, какой бы панорамной она не была, не способна передать всю красоту, которая открывается отсюда. Недаром один из геокешинговских тайников находится именно здесь и он оказался как нельзя кстати для курящей половины группы, совершавшей восхождение - в нем оказалась зажигалка, которой не было ни ну кого! 

 

 

Вернувшись в лагерь все побежали купаться - вода в озере была самой теплой. Не удивительно, ведь уникальное озеро - это каменная ванна, оно полностью расположено в каменной впадине и наполняется дождевой водой. 

 

Но погода быстро портилась, и мы вынуждены были оперативно сворачивать лагерь. Уложились - дождь начался сразу, как только мы выехали на спец. Участок в обратном направлении. 

 

По окончании спец-участка нас покинул еще один экипаж - Ворон на TLC-80. У Ирины усилились боли в спине, каменный триал был настоящим испытанием для нее и они двинулись к дому, в обратном направлении, по хоть и более длинной, но простой дороге, а мы слегка подурачившись у месного магазина направились в Рускеалу, на Мраморный Карьер уже на 4х нивах. 

 

 

Приехали мы туда уже вечером, в 19.00. Все дружно захотели покататься на лодках, поэтому взяв в аренду три лодки и прослушав правила техники безопасности мы отправились бороздить просторы Мраморного карьера и нарушать эти самые правила. 

 

 

 

Завершив плаванье под моросящим дождиком, часть нашей компании отправилась в местное кафе за сосисками, а другая часть пробежалась пешком вокруг карьера и тоже присоединилась к поеданию сосисок. 

 

 

 

На обратном пути мы заглянули еще на один водопад, но уже быстро темнело, а нас ожидал очень длинный перегон, который включал в себя многокилометровый грейдер и мы быстро собрались дальше в путь. 

 

В последнем нашем лагере мы оказались в 2 ночи. Вести машину дальше до Петербурга сил не оставалось ни у кого, поэтому решили расположиться на последнюю ночевку перед расставанием. Хоть некоторые члены нашей компании в тот момент и сетовали на усталость и желали побыстрее добраться до дома, но впоследствии все дружно признали, что это был один из самых душевных вечеров. Чего только стоило одно хоровое пиление скандинавских свечей в исполнении Жива и Ренжера! Особо стойкая часть нашей компании таки встретила восход солнца над безумно спокойной и ужасно холодной Ладогой. 

 

Перед отъездом совершили доброе дело - спасли утку из браконьерских сетей. Потом неспешно собрали лагерь и сделали серию прощальных фотоснимков на память. 

 

Выехали в сторону города в 14.15. Спустя 10 минут Опаньки опять закипели. Проблемой оказался ролик натяжителя ремня навесных агрегатов. Ренжер взял их на буксир, а мы улетели вперед искать зап. части. Воссоединились мы уже в Иваново. Я таки перебрал свое разбортовавшееся на Бесовом Носу колесо, а Опаньки поставили новый ролик. 

 

Перекусив мы дружно отправились домой. В 21.07 мой автомобиль медленно вкатился во двор и остановился на том самом месте, откуда 11 суток 9 часов и 35 минуты тому назад взял старт, чтобы пройти расстояние в 2 тысячи 65 километров 740 метров ВОКРУГ ДВУХ ОЗЕР ...