Космозеро

В  Космозере был целый ансамбль  приходских церквей - один из красивейших в Заонежье. Обнесенный высокой рубленой оградой, он состоял из Успенской церкви (1720 года), церкви Александра Свирского (1770 года) и колокольни. Обе церкви по своей архитектуре принадлежали к храмам  типа восьмерик на четверике, получившем широкое распространение в России, начиная с семнадцатого века. Обе  были крыты высокими шатрами, так же как и колокольня, расположенная  рядом с церковью Александра Свирского, ближе к озеру. Три высоких шатра встречали путника при приближении к Космозеру - классический Онежский тройник, дающий множество вариации при рассмотрении его с разных сторон во время движения. Путник, приближаясь к деревне и присматриваясь к  такому ансамблю, начинал различать это множество вариации: церкви то сливаются в единый объем каких-то сказочных, нереальных очертаний, то каждое сооружение демонстрирует себя в отдельности, давая строгость, изящество, четкую прорисованность своего фасада.
Первоначально расположение церквей было ориентировано на восприятие с рек и озер, являвшихся главными естественными улицами древней Руси. Сухопутные дороги появились значительно позднее, когда и деревни, и церкви в них простояли, порой, не одно столетие. Поэтому естественное желание путников получить благословение, пройдя мимо храма, выводило  за собой и дорогу к нему. Поэтому и церкви старинных приходов одинаково хорошо видны отовсюду - с рек, озер и дорог. Было так и в Космозере: ровный луг, отделявший церкви от озера, не был застроен, как сейчас, и церкви  воспринимались одинаково хорошо и с озера, и с дороги, которая проходила и проходит у самого алтаря церкви Успения. «Плоха та улица, которая не ведет к храму» - говорит народная пословица.
К сожалению, сохранилась сейчас лишь одна Успенская церковь. Ее реставрировали: сняли тесовую обшивку, в которую она была одета в 1875 году, восстановили два традиционных ряда  фронтончиков, убрали окна, растесанные также при ремонте 1875 года, сменили тес кровель шатра и трапезной. Бросаются в глаза  причелины, богато украшенные резьбой. Искусство такой резьбы совершенствовалось не одно столетие.  В старину даже просто гладко вытесанная доска считалась достаточным украшением, так как достигнуть гладкой поверхности  с помощью только топора уже было верхом плотницкого искусства. Следующим этапом в развитии орнамента причелин была обработка края  доски в виде несложного повторяющегося узора. Появление долота и коловорота дало возможность еще более усложнить узор, а применение гвоздей содействовало развитию орнамента путем накладывания одной резной доски на другую.  
Успенская церковь была зимней, теплой и потому значительно меньшей, чем  летняя церковь Александра Свирского. Назывался приход всегда  по летней церкви - она была  большая по размеру, более богато украшена, но служили в ней на Русском Севере  меньший период времени - обычно с мая по сентябрь.  Сиротливо стоит сейчас Успенская церковь  посреди большого села без красавицы летней церкви, без колокольни; нет и ограды, объединявшей их когда-то в один прекрасный ансамбль.