С чем едят легенду или как в ночном лесу приехать к финишу с нужной стороны

В современном автотуризме и оффроуде есть несколько видов ориентирования. Самый распространенный – ориентирование по GPS: просто, понятно, а главное, наименее затратно в плане организации. Большая редкость – ориентирование по карте: актуальных карт найти практически невозможно, а создание карты требует много усилий и времени. В последнее время  возвращает утраченную популярность ориентирование по легенде.  Этот вид ориентирования был незаслуженно забыт в спортивном автотуризме с тех пор, как начали появляться доступные GPS-приборы. 

Если с ориентированием по GPS и по карте большинство новичков, так или иначе, справляются, то ориентирование по легенде, да еще и ночью, в незнакомом лесу, вызывает ряд вопросов. О результате и говорить не приходится – доехать бы до финиша и не потеряться!

 

Что такое ориентирование по легенде

Начнем с самого начала – что такое Легенда?  Представьте себе, что Вы рассказываете своему приятелю, как добраться до Вашей дачи по телефону. Разговор будет примерно таким: “Свернешь с шоссе, проедешь 500 метров, у магазина повернешь налево, дальше на третьем перекрестке направо и в горку.” Вот это и есть легенда, только записанная схематично.  Следуя четким указаниям, Вам нужно проехать заданный маршрут и не заблудиться. Казалось бы, все очень просто – будь внимателен и ты победитель, ан нет! Проехать надо не просто, а с определенной скоростью  – ни медленнее, и что самое сложное, ни быстрее!   По маршруту распределены пункты контроля времени (КВ) и скрытые, или как их еще называют, “внезапные” пункты контроля времени (ВКВ), расположение которых остается тайной для участника!  Если вы будете двигаться быстрее или медленнее, чем задано в легенде, то будут начисляться штрафные баллы. Маршрут может быть разделен на несколько этапов с различной скоростью движения.
 
Вроде бы с принципами разобрались, давайте теперь посмотрим как выглядит легенда:

Паркетник-Кантри XII
Оранжевый
Дистанция      29,710км
Distance         
29,710km
Section / Секция   2
 Stage / Этап         2
05
Cтраница
Page
   
Ночное ориентирование Средняя скорость 18,0 км/ч
Average speed       18,0 км/ч
Норма времени  1 ч 51 мин
Time allowed      1 ч 51 мин
   

 Это только шапка, в которой расположена общая информация, такая шапка присутствует  на всех страницах, чтобы все подробности гонки были на глазах, и не требовалось листать страницы назад. Кратко обо всех полях шапки:

Паркетник-Кантри Оранжевый – название мероприятия, на котором Вы находитесь
Ночное ориентирование – название дисциплины
Секция – соревнование может быть разделено на несколько независимых секций, разделенных временным промежутком (например, обед). Так же секции используются для разделения соревнований на несколько дней.
Этап – трасса может быть разделена на несколько этапов с разной средней скоростью.
Страница – номер страницы
Дистанция – полное расстояние от старта до финиша этапа
Средняя скорость – скорость, которой Вам следует придерживаться на этапе
Норма времени – Время, за которое Вам нужно пройти этот этап.

Теперь перейдем непосредственно к содержанию легенды. В ней последовательно один за другим отображаются перекрестки и различные объекты на местности, указаны расстояния между ними и нужное направление движения:

       
В листе легенды мы видим 5 столбцов. Первое, на что обращается внимание – это схематичные обозначения в 3-м столбце. Все правильно – это самая важная информация, давайте с нее и начнем. В клетке изображается местность, на которой Вам требуется что-то сделать. Как правило, это перекресток дорог, но могут быть отмечены и другие объекты. Иногда, чтобы дать участникам гарантированную привязку к местности, дабы Вы были уверены, что едете правильно (например, магазин, огромный валун, плакат, или же вообще одиноко стоящий фонарный столб посреди леса), а иногда в целях безопасности, чтобы предупредить о приближении к чему-то опасному (овраг, канава, яма).

Но вернемся пока к перекресткам. Рисунок на картинке соответствует тому, как видят местность организаторы. Будьте готовы к тому, что Ваше видение будет отличаться, особенно если ориентирование ночное.  Расположение схематичной картинки таково, что вы всегда въезжаете снизу. Место въезда обозначено точкой, направление движения через перекресток – жирной линией со стрелкой.  Цифра в квадратике – порядковый номер перекрестка.  Вам остается только сличать рисунок в легенде с обстановкой в реальности и двигаться через перекрестки в направлении, обозначенном стрелкой.

Далеко не все перекрестки могут быть обозначены в легенде. Чаще всего перекрестки, по которым следует двигаться прямо, или же по характерной главной дороге опускаются – таковы общепринятые правила.  Перекрестки не обозначаются только в том случае, если направление дальнейшего движения однозначно. В случае, если Вы приехали к равнозначному Y-образному или Т-образному перекрестку, а его в легенде нет –  Вы двигаетесь неправильно! 
  
Чтобы было понятно насколько далеко расположены друг от друга перекрестки, существует графа “отрезок”. Важно понимать, что это расстояние от предыдущего, до текущего перекрестка, а не от текущего до следующего. Т.е. в нашем случае  от перекрестка №32 до перекрестка №33 – 460 метров! В некоторых случаях зарисованный перекресток может иметь относительно большую протяженность, например, №39. В этом случае надо замерять расстояние от первого обозначенного объекта. В нашем случае – это отходящая налево короткая перемычка. Если перед перекрестком обозначен столб, камень, противопожарная канава или какой-то другой объект, то замерять расстояние надо по нему, а не по перекрестку. 

Иногда встречаются ситуации, когда организаторы гонки хотят Вам сообщить какую-то информацию, дать привязку или предупредить. Для этого существует графа “Информация”, куда в текстовом виде все примечания и записываются. Если идет привязка к какому-то объекту, то расположение этого объекта обозначается на схеме либо точкой (если это небольшой объект, например, столб, камень), либо пунктирной линией  (если это протяженный объект, например, линия ЛЭП или канава), либо схематично (может быть нарисован дорожный знак, домик, вышка и т.п.).

Скорость движения по легенде

Две крайние графы – общее расстояние. Одна (левая) – прямой отсчет – расстояние, пройденное от старта этапа. Вторая (правая) – обратный отсчет – расстояние, оставшееся до финиша этапа. В основном эти графы используются для контроля средней скорости движения на этапе. Спидометр показывает мгновенную скорость – ту, с которой движется Ваш автомобиль в данный момент времени. Разгоны, торможения, остановки на перекрестках и маневры – все это влияет на среднюю скорость. Иногда дорожные условия не дают ехать с заданной скоростью – приходится ее снижать.  Все это означает, что где-то Вам придется ехать быстрее, чтобы нагнать и выдержать заданные организаторами условия.  Но, как вычислить среднюю скорость, если у Вас нет никакого специального прибора, который считает эту самую среднюю скорость? Все очень просто – надо считать не скорость, а время! Калькулятор и секундомер есть в любом мобильном телефоне.

Хорошо, когда  организаторы дают на ознакомление с легендой достаточное количество времени – можно сесть и спокойно прописать для каждой отдельной клетки время, когда Вы должны пройти эту клетку.  Давайте наглядно разберем на примере следующей легенды:

Он очень удачный, поскольку весь этап находится на одном листе. Так же здесь Вы можете увидеть примеры заполнения колонки “информация” и обозначения объектов на схеме, о которых мы говорили чуть ранее.  Кроме того, в этом примере видно, что обозначения отличаются фоном. Схемы на белом фоне – вы двигаетесь по асфальтовой дороге. Если фон серый – значит по грунтовой или гравийной.  

Итак, что мы здесь видим. Первое, что должно броситься в глаза – это несоответствие информации в заголовке с информацией в легенде! В заголовке дистанция значится 6310 метров, а в левой и правой колонке 6280 – разница в 30 метров! Это типичная ошибка организатора (увы, случается и такое): в результате многократных проверок перед соревнованиями, организаторы  скорректировали расстояние и исправили его в легенде, а исправить в шапке забыли. Не критично, но все равно ай-ай-ай! Вернемся к расчетам.

Первый отрезок 70 метров – считать время для него смысла не имеет, а вот второй отстоит уже на 1810 метров от старта. Учитывая заданную скорость считаем 1,81 км / 35 км/ч = 0,0517 ч.  - страшная цифра, умножаем ее на 60 минут, содержащихся в часе, и получаем, что в пункт легенды №3 мы должны приехать за 3,1 минуты (кстати, не забываем, что одна десятая минуты – это не 10 секунд, а 6 – ведь в минуте всего 60 секунд)!   Формула расчета проста: T=L/S*60, где T – искомое время в пункте, L – расстояние из первого столбца (в километрах), S – заданная средняя скорость (в км/ч). 

Обычно организатор задает точность отсчета до минут и секунды отбрасываются (или округляются – в зависимости от того, что говорят правила подсчета результатов конкретного соревнования). Бывает так, что организаторы стремятся за точностью результатов и задают точность до секунд – тогда придется считать и секунды, но это исключительные случаи и встречаются, как правило, только в ралли.

По приведенной формуле рассчитаем результат и для остальных пунктов легенды. Получится: 7 мин; 9 мин; 10 мин; 10 мин.

Теперь мы знаем график идеального движения по пунктам, если приезжаем в пункт раньше, значит надо сбавить темп, если позже – ускориться. Стало все очень просто, поэтому организаторы и не дают много времени на ознакомление с легендой. Очень часто есть время только просчитать лишь несколько точек. В этом случае не теряйте время даром, приготовьте калькулятор и начинайте считать сразу, как только получаете легенду на руки. Выбирайте по одному пункту на странице или через страницу, если страниц много. Пункты выбирать лучше всего такие, где есть четкая привязка к местности (дополнительные примечания в графе “информация”) – гарантия того, что проверку скорости Вы прошли в том пункте, в котором надо.

Но бывает и так, что времени на ознакомление нет вообще – легенда выдается в момент старта и считать нет никакой возможности: надо читать легенду, машина трясется – в кнопки калькулятора не попасть. Придется считать в уме! 

Для этого нам пригодятся значения из шапки “Норма времени” и “Дистанция”, для того чтобы у Вас всегда была эта информация под рукой – шапка дублируется на всех листах.

Самый простой вариант: делим норму времени и расстояние пополам – получаем время для середины пути. Останется только найти эту половину среди нескольких листов легенды.  Возьмем наш пример: норма времени 10 минут, расстояние 6.3 км. Соответственно, через 3 километра с небольшим Вы должны быть через 5 минут.  Наиболее близкая позиция №4 – но все равно значение расстояния слишком большое, оно на целый километр больше, чем нам требуется! На 3 километра 5 минут – значит, на 1 километр почти 2 минуты. Соответственно, на позиции №4 мы должны быть где-то примерно в 7 минут! Но данный пример не лучший вариант – он слишком короткий. Когда Вы поедете по боевой легенде, Вам, скорее всего, не придется вычислять 2х минутную поправку – найдется перекресток поближе. Еще одна уловка, упрощающая жизнь при счете в уме – на середине дистанции значения расстояний в правой и левой графах будут примерно одинаковые.

Более сложный вариант, который позволяет высчитывать значения времени прохождения на лету, заключается в том, чтобы определять отношение пройденного расстояния к оставшемуся.  Получив примерное отношение и разделив на него норму времени, получаем время прохождения позиции.  Для такого подсчета предыдущий пример не годится (он слишком короткий), поэтому возьмем другой, который приведен на первом рисунке и вычислим оптимальное время прибытия в позицию №32 – самую верхнюю в списке.
Расстояние до финиша 22,160; Расстояние от старта  7,550; Норма времени 1 ч 51 мин.
Если разделить расстояние до финиша на расстояние от старта, то получим, что мы прошли примерно 1/4 дистанции соревнований.  Делим норму времени на 4, получаем, что в позиции №32 мы должны появиться примерно через 27 минут после старта.

Конечно, далеко не все расстояния так хорошо друг на друга делятся в уме, но нам и не требуется составлять временной график на лету абсолютно для всех позиций  - считайте только для тех позиций, где идет удачное отношение расстояний, которое легко считать. 

- Там дерево “вот такое”!
-  Какое “вот такое”, пальма что ли?

Самое главное при ориентировании по легенде – это хорошее взаимопонимание между пилотом и штурманом!  Заранее договоритесь о том, как читать легенду, чтобы это было удобно штурману и понятно пилоту. Если этого не сделать, то можно до финиша и не доехать!  Перед тем как отправляться на соревнования, лучше всего взять образец легенды с уже прошедших мероприятий этих же организаторов и тщательно просмотреть ее. Обязательно используйте тарировочную легенду, если организаторы ее предлагают. Благодаря этой несложной подготовке вы не будете застигнуты врасплох на старте.  И еще один совет: во время движения отмечайте перекрестки, которые проехали, чтобы не потерять позицию в легенде.  Так же можно особым образом отмечать перекрестки, в которых вы 100% уверены, чтобы вернуться к ним в случае ошибки.


Ошибки при ориентировании по легенде

Наиболее частыми ошибками среди начинающих ориентировщиков по легенде можно выделить невнимательность, путаницу с “лево-право” и неверное отсечение расстояний между позициями в легенде. К сожалению, с первыми двумя Вам придется справляться самостоятельно, а вот третью ошибку, на которой “горят” многие, попробую разъяснить. Суть сводится к тому, что на самом деле перекресток зарисованный в легенде имеет некую собственную протяженность, которая включена в расстояние между объектами.

Для лучшего понимания разберем пример: два перекрестка, первый мы проходим прямо, а на втором поворачиваем направо;  причем первый перекресток  не самый простой – у него две примыкающие дороги находятся со смещением относительно друг друга; расстояние между перекрестками 500 метров. В бумажной легенде это будет обозначено следующим образом:

Теперь давайте посмотрим, как же будет выглядеть на местности первый перекресток:

Как мы видим этот перекресток имеет собственную длину 20 метров (5+10+5). Это не много, но даже такая небольшая погрешность может легко ввести в заблуждение, а ведь часто бывают перекрестки и по 50-70 метров собственной длины!

На картинке так же отмечены пунктирные линии, обозначающие три варианта на которых чаще всего ориентировщики “отсекают” расстояние (сбрасывают прибор):  Зеленая – начало перекрестка, перед первым из объектов, обозначенных на схеме; синяя – геометрическая середина перекрестка; красная – конец перекрестка, после последнего объекта, отмеченного на схеме.

Важно понимать, что легенда задает расстояние не просто между перекрестками (от красной до зеленой линии), а задается расстояние между началами первых объектов схемы легенды, т.е. между зеленой линией первого перекрестка и зеленой линией второго перекрестка.  Таким образом, собственная протяженность первого перекрестка (20 метров) включена в 500 метров расстояния между перекрестками !!! В противном случае сумма расстояний между перекрестками никогда бы не “билась” с общей протяженностью дистанции этапа ориентирования.

Наиболее типичная ошибка в данном случае: сбросить по красной линии, проехать 500 метров и только после этого начать искать дорогу направо, хотя она уже осталась позади:

  “Отсекать”  надо при въезде на перекресток (там, где в картинке легенды стоит жирная точка), тогда ровно через указанное расстояние Вы окажитесь в жирной точке следующей позиции, а перед Вами будет следующий ориентир (перекресток). Если Вы задержались со сбросом, то необходимо делать соответствующую поправку и искать ориентир чуть раньше, в зависимости от задержки.

Даже если вы все сделали правильно, никогда не выжидайте заданного расстояния полностью – начинайте искать нужный ориентир уже после 3/4  (75 %) указанного расстояния. Далеко не всегда прибор успевает отработать четко по нажатию, иногда проходит небольшой промежуток времени, прежде чем счетчик сбросится. С приборами считающими расстояние по GPS и того смешнее – они почти всегда запаздывают: Вы остановились, а он еще “доезжает” и продолжает считать.  

Нейтрализация

Нейтрализация – это дополнительное время, выделяемое на преодоление локального препятствия. Время нейтрализации не учитывается при расчете средней скорости движения, но входит в расписание прохождения трассы. В случае если участник преодолевает препятствие быстрее, чем время нейтрализации, участнику необходимо остановиться и выждать оставшееся время. Остановку следует производить не далее позиции легенды следующей за позицией с нейтрализацией. Во время остановки автомобиль участника не должен создавать помех для движения других участников.

Допустим, на трассе соревнования есть некое локальное препятствие, где участнику может понадобиться не только снизить скорость, но даже остановиться. Хорошим примером служит железнодорожный переезд, который может быть закрыт при прохождении поезда. При прокладке и подготовке трассы соревнования организаторы вычисляют максимальное  время, которое необходимо для преодоления этого препятствия или задают некое эталонное время, за которое участник должен справиться с препятствием и включают его в график движения.

Давайте разберемся на примере, что делать в случае, если Вам встретилась в легенде нейтрализация, допустим что организаторы выделяют на это 5 минут.

Вариант 1 - Переезд открыт, проезжаем “сходу”:  останавливаемся после переезда, но не далее следующей позиции легенды после переезда, и стоим 5 минут.

Вариант 2 - Переезд закрыт, но через 3 минуты и 23 секунды он открывается: проезжаем переезд и стоим 1 минуту 37 секунд.

Вариант 3 - Переезд закрыт и он открывается ровно через 5 минут после того как мы к нему подъехали:  не останавливаемся и едем дальше.

Вариант 4 - Переезд закрыт и он открывается через 6 минут 30 секунд после того как мы к нему подъехали:  не останавливаемся и нагоняем график – отставание 1 минута 30 секунд.

Нейтрализацию можно использовать для того, чтобы сократить свое отставание от графика, если Вы до этого где-то плутали и выбились из него. Например, если ваше отставание от графика составляет 2 минуты 10 секунд, то: в варианте №1 надо стоять 2 мин. 50 сек.; №2 - стоять не надо совсем, отставание сокращается на 1:37 и составляет 33 секунды; №3 – ничего не меняется; №4 – отставание увеличилось на 1:30 и составляет 3 минуты 40 секунд.

Теперь поговорим о хронометраже,  о том, как нам рассчитывать график движения. Здесь надо помнить,  что время нейтрализации надо просто прибавлять к расчетному. К примеру, если мы рассчитываем время прибытия в позицию, отстоящую на 23.290 км. от старта, при заданной средней скорости 18 км/ч, то имеем: 23.290/18*60=77 мин. К 77 минутам прибавляем 5 минут нейтрализации и получается, что в этой позиции мы должны оказаться через 82 минуты после старта. Естественно все это справедливо для ситуации, когда нейтрализация уже пройдена,  до ж/д переезда необходимо действовать как обычно ничего не прибавляя.  Если на трассе встретилось несколько нейтрализаций, то их время будет суммироваться по мере прохождения позиций с нейтрализацией.

Сложнее всего приходится тем, кто пользуется приборами для автоматического расчёта средней скорости движения, например GPS-навигатором или  маршрутным компьютером автомобиля. К таким уловкам часто прибегают новички, для которых расчет графика движения по пунктам легенды “на лету” является еще сложной штурманской задачей. Сохранить работоспособность такого варианта расчета можно лишь в случае, если вы не будете использовать нейтрализацию для того, чтобы нагнать график. В этом случае на время остановки необходимо поставить прибор на “паузу” (варианты 1,2,3).  В варианте №4, надо включить прибор после того, как 5 минут истекут, еще 1:30 надо стоять с включенным прибором – в это время средняя скорость будет падать. Если же вы используете время нейтрализации, чтобы нагнать график, то тут уже неминуемо произойдет сбой в автоматическом расчёте средней скорости. 

Без ВКВ

Иногда в дорожной легенде можно встретить отметку “Без ВКВ до …” – это означает, что организатор сообщает вам, что до указанной позиции на маршруте нет Внезапного Контроля Времени. Это вовсе не поблажка для участника, как правило, такие обозначения появляются там, где дорожные условия позволяют ехать быстрее, чем задается в дорожной книге, а медленно движущаяся спортивная машина может создать неудобства для других участников движения. Например, участок маршрута проходит по асфальтовой дороге, а средняя скорость задана 15 км/ч. Таким образом, организаторы подсказывают Вам, что здесь можно не соблюдать заданную скорость, и двигаться быстрее, но потом, необходимо остановиться и отстояться, чтобы войти в график движения.   Сделать это надо не позднее указанной позиции, т.к. далее уже может находиться судейский пункт и Вам будет начислен штраф за опережение.

Так же, подобный фокус может использоваться вместо нейтрализации. Поясню на примере: трасса содержит некое внедорожное препятствие, например брод. Обычно в таких случаях дается нейтрализация на минуту или две, чтобы штурман, подъехав к броду мог выйти и оценить его глубину и траекторию прохождения. Но в случае если сразу за препятствием находится участок трассы, на котором участник может спокойно нагнать отставание от графика, то в дорожной книге вместо нейтрализации может быть указано “Без ВКВ”, чтобы участники знали, что есть участок, на котором они могут  спокойно нагонять время, потраченное на брод.

Чем замерять пройденое расстояние

В ориентировании по легенде важнейшее значение имеет возможность точно засекать расстояния между объектами. Можно конечно воспользоваться и одометром автомобиля, точнсти +/- 100  метров обычно хватает, а короткие отрезки можно оценивать на взгляд, но гораздо удобнее, когда есть точное устройство.  Подготовленные спортсмены пользуются специальным устройством – Terratrip, но помимо его дороговизны надо еще иметь возможность его куда то установить. Но что же делать любителям, для которых ориентирование по легенде, скорее развлечение, чем профессиональный спорт?  Тут на выручку приходит GPS навигатор, благо они есть практически во всех современных сотовых телефонах.

Самой популярной является программа GPSTrip: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.gpstrip , она с лихвой заменит вам дорогостоящее оборудование, а ее точность на порядок выше штатного одометра автомобиля. Описание, как пользоваться программой, а так же некоторыми аналогичными можно найти здесь: http://www.drive2.ru/c/725681

Такие же программы существуют и для владельцев смартфонов и планшетов фирмы Apple, вот одно из них: http://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=506445

Владельцы автонавигаторов Navitel тоже могут использовать их для этой цели, откройте:  Меню – Настройки – Датчики.. В программе CityGuide функция одометра хоть и заложена, но в режиме реального времени не работает.

Не стоит забывать, что точность приборов GPS не очень высокая, и хотя отображение ведется с точностью до десятков, а иногда и до метров, но отличие от замеров организаторов может быть значительное.

Для того чтобы сверить показания Вашего измерителя с показаниями приборов организаторов предоставляется “тарировочная” легенда - это  реальный пример, для движения по трассе, на котором Вы можете потренироваться и вычислить отклонения.

Но тут тоже не все так просто и голову все равно придется включать. Когда организаторы для постановки дистанции соревнований пользуются средствами измерения аналогичным Вашим, то погрешность обычно является постоянной. А если и плавает, то незначительно, и всегда в одну сторону – т.е. Ваши показания всегда будут, либо чуть больше, либо чуть меньше. Другое дело, если организаторы при постановке дистанции воспользовались специализированным оборудованием. В этом случае показания Ваших приборов GPS могут плавать в обе стороны от указанных в легенде. На низких скоростях GPS добавляет “лишнего” за счет флуктуации и погрешности измерения координат – иногда можно просто стоять на месте никуда не двигаясь, а показания пройденного расстояния будут расти. На более высокой скорости, когда погрешность измерения позиции нивелируется пройденным расстоянием, наблюдается обратная картина – показания GPS одометра будут занижаться. Вызвано это тем, что прибор будет вычислять пройденное расстояние между двумя замерами позиции по кратчайшей прямой, а вы в это время могли двигаться по дуге:


Изменяемая средняя скорость движения

  
Когда в гонке принимает участие большое количество профессионалов, для которых не составляет сложности ориентирование и поддержание заданного графика движения, организаторы начинают усложнять вычисления.  Средняя скорость может быть задана различной на каждый отрезок пути, или вообще задаваться неявно, например, в процентах от ПДД. Это самый сложный вариант, ведь изменения значений скорости движения могут происходить не только на позициях дорожной книги, но и между ними, причем по нескольку раз. Такое регулярно встречается на ралли 3й категории, когда маршрут пролегает по дорогам общего пользования.  Обычно в дорожной книге будут отмечены только позиции, на которых необходимо изменить направление движения, а  позиции, где необходимо двигаться прямо или по главной дороге опускаются.  На прямом участке, между двумя позициями в дорожной книге, нам могут встретиться: въезд и выезд из населенного пункта, ограничение скорости 40 км/ч в этом населенном пункте. Таким образом, этот отрезок легенды будет поделен на 5 отрезков с разной скоростью движения, причем о существовании этих отрезков и значении скорости движения Вы узнаете только когда окажитесь на месте!

Если на ориентировании по легенде Вы не чувствуете себя как рыба в воде, то сконцентрируйтесь на движении по маршруту – нет никакого смысла вычислять график, если сворачиваете не туда. Просто постарайтесь поддерживать заданную скорость и все. Помощь в этом может оказать только дополнительный прибор замера средней скорости на отрезке, который будет установлен у пилота (GPSTrip для андройда это умеет). Каждый раз, когда происходит смена скорости движения необходимо сбрасывать показания. Все корректировки придется делать на глаз. Т.е. если вы немного поспешили на предыдущем участке, то на следующем необходимо слегка сбросить.   Ваша основная задача – проехать по маршруту без ошибок, и будьте уверены, Вы опередите в итоговом списке тех, кто, не умея ориентироваться на местности, пытается рассчитать скорость движения.   

Штурманская таблица

Если четкое движение по маршруту не составляет для Вас сложности, то можно пытаться рассчитать точный график движения, для этого потребуется штурманская таблица. Хорошо если все изменения значений средней скорости происходят только на позициях дорожной книги – в этом случае забивать дорожную книгу можно с опережением - во время ознакомления перед стартом или во время длинных участков маршрута. Хуже если скорость задается в процентах от ПДД – тогда придется забивать весь маршрут на лету, снимая показания с одометра для позиций с изменениями средней скорости не описанными в дорожной книге. 

Удобнее всего это сделать в программе Excel или ее аналогах.  В первый столбец мы будем заносить расстояние между позициями дорожной книги, во второй столбец заданную скорость движения.  Третий столбец будет использоваться для расчета времени с момента старта.

Итак, формула для столбца  Cn выглядит следующим образом:  Tn=Ln/Sn*60/1000+Tn-1, где T-искомое время от старта; L – протяженность участка; S – заданная скорость; Tn-1 – время от старта предыдущего участка. Домножение на 60 и деление на 1000  чтобы получить значение, приведенное к целым минутам (если расстояние вводится в километрах, то умножение на 1000 не требуется). В виду того, что первую строку нам необходимо заполнить шапкой, а вторую строку - нулями, то ввод формулы мы начинаем с клетки C3, для которой формула в формате Excel будет следующей: =A3/B3*60/1000+C2

В принципе, если на гонке отсчет ведется до целых минут – этого уже достаточно: В этом столбце Вы видите значение минут со старта, а по десятым и сотым можете оценить насколько близко значение к пограничному - следующей или предыдущей минуте, и на этом моменте хочу остановиться отдельно. 

Например, отрезок у Вас 990 метров, а скорость 20 км/ч. расчет вам покажет, что его надо проехать за две минуты, а если посмотреть на дробную часть, то ее значение подскажет, что это почти что три минуты! И если через 10 метров после этой позиции окажется ВКВ – то, двигаясь из расчета двух минут, Вы привезете себе штрафную минуту на ровном месте, несмотря на то, что прошли по графику. Так что полностью отбрасывать из внимания секунды не стоит, даже если результат считается с точностью до минут!

Вернемся к нашей таблице. Для приведения ее в рабочее состояние необходимо заполнить колонку “C” расчетными формулами на необходимое число позиций. Для этого выделяем ячейку C3,  нажимаем “копировать”, после чего выделяем диапазон столбца C, начиная с четвертой строки настолько, сколько требуется позиций, и нажимаем “вставить”. Весь столбец заполнится необходимыми формулами.   Позиции, в которых не введена скорость движения заполнятся  ошибкой “Деление на ноль” – это нормально.
Ситуация будет изменяться по мере ввода данных из дорожной книги.
 
Осталось несколько необязательных моментов. Для начала удобным будет привести отображение в удобоваримом формате  часы-минуты-секуды. Под это задействуем столбцы D-E-F.   Начнем с секунд. Они у нас представляют дробную часть значения в столбце C – надо только убрать целую часть и умножить на 60. Итого для клетки F3 имеем формулу в формате Excel: “=ОСТАТ(C3,1)*60”. Чтобы не отображать дробные части секунд зайдите в настройки формата ячейки и установите там числовой формат с количеством десятичных знаков – 0. 

Теперь перейдем к часам. Их значение в столбце D будет равняться целому от деления значения столбца C на 60. Формула для D3: “=ЦЕЛОЕ(C3/60)”. И наконец, минуты, которые располагаются в столбце E. Для этого от значения C необходимо отнять количество полных часов, приведенное к минутам, и отбросить дробную часть. Формула для минут в D3: “=ЦЕЛОЕ(C3-D3*60)”

Следующим удобством в штурманской таблице будет контрольная сумма расстояния пройденного от страта – при помощи нее мы можем контролировать себя, что не сделали ошибку при вводе, особенно когда нам придется вводить позиции, которых нет в легенде. Для этого сделаем столбец G с формулой для G3: “= G2+A3 ” – к предыдущему значению расстояния от старта мы просто добавляем текущий участок.

Разберем  пример:  допустим, средняя скорость задана как 80% от ПДД, и Вы между двумя пунктами дорожной книги, с расстоянием 1000м, въезжаете в область действия знака ограничение скорости. По ходовому одометру вы засекли, что въехали в область действия знака через 500 метров после предыдущего пункта легенды, а выехали через 800 метров. Получается, что нам необходимо занести в штурманскую таблицу помимо следующей позиции легенды еще два дополнительных пункта:  со значениями расстояния для столбца A - 500 и 300 (расстояние действия знака ограничения скорости), и скорости  48 и 32 (Значения 80% ПДД от 60 и 40). Теперь вносим следующий – расстояние 200 (1000-800) и скорость снова 48 (80% от 60 по ПДД).  Если мы сделали все правильно, то контрольный столбец расстояний от старта в штурманской таблице  сойдется с аналогичным столбцом легенды. Если, разделяя этот отрезок, мы где-то ошиблись в расстояниях, столбец не сойдется, и мы это увидим.

Иногда бывает удобно считать время не по секундомеру, от момента старта, а отталкиваясь от астрономического времени. Для того чтобы таблица выдавала нам нужный результат необходимо в столбец C первой строки под шапкой вместо 0 вбить время вашего старта.  Поскольку он должен иметь формат минут, то было бы удобнее получить его путем преобразования из адекватного формата часы-минуты-секунды. Для этого клетку C2 заполняем следующей формулой: “=D2*60+E2+(F2/60*100)”. Теперь если мы в клетки D2-E2-F2  вобьем астрономическое время старта, то весь график будет рассчитываться для “часов”, а не для “секундомера”.

Ну и последняя хитрость: очень часто бывает так, что значение заданной скорости и процента от ПДД не меняются несколько позиций подряд.  Удобно заполнить необходимые графы таблицы ссылками на предыдущее значение. Тогда вам потребуется вбивать скорость и/или процент от ПДД только там, где он будет изменяться.

Поскольку эта статья не является лабораторной работой по программе Excel, то к ней прилагаются два уже готовых файла со штурманскими таблицами – один для случая, когда скорость задается явно, второй для процента от ПДД. А статья, я надеюсь, поможет разобраться в том что и как считается, и настроить таблицу под каждую конкретную гонку, если в ней что-то не предусмотрено.     

Сообразим “на троих”

Если правила гонки не запрещают иметь кроме пилота и штурмана других членов команды, то не пренебрегайте третьим членом команды -  хронометристом. В этом случае задачи штурмана упрощаются: он занимается чтением легенгды и правильным движением по маршруту. А вот все расчеты ложатся на третьего члена экипажа, который вооружившись ноутбуком и секундомером, располагается на заднем сидении. В его задачи входит ввод дорожной книги в штурманскую таблицу на ноутбуке и слежение за секундомером. Отталкиваясь от полученных расчетов и значений секундомера, хронометрист сообщает пилоту, насколько точно Вы движетесь – то есть время отставания или опережения графика.

В такой команде очень важно правильное взаимодействие: штурман должен четко читать легенду, чтобы было понятно и пилоту куда ехать и хронометристу что вбивать в таблицу. Хронометрист должен уметь владеть с закрытыми глазами таблицей и не страдать морской болезнью – на заднем сиденье во время гонки будет сильно укачивать при работе с ноутбуком. 

Взаимодействие “на троих” необходимо оттачивать заранее – глупо надеяться, что приехав на гонку, у вас все получится легко и просто. Самый лучший вариант – это предварительная тренировка. Дорожные книги с прошедших соревнований самый лучший помощник, выезжайте на место, проходите маршрут и оттачивайте взаимодействие и понимание внутри команды. В неслаженной команде, даже между пилотом и штурманом в первой половине гонки уже может возникнуть ссора, а если туда добавить еще и третьего, то так можно и от старта не уехать!

Однажды мне удалось видеть работу в команде четырех человек сразу. Четвертый был вооружен фотоаппаратом и еще одним ноутбуком и помогал хронометристу. За несколько минут, выделенных на ознакомление легенды, он сфотографировал дорожную книгу,  потом переставил карту память в ноутбук. Таким образом, у хронометриста был свой собственный штурман со своей копией легенды маршрута. Основной штурман был избавлен от необходимости взаимодействия с хронометристом и только давал указания пилоту куда двигаться. Четвертый член экипажа помогал хронометристу, листая файлы на ноутбуке, и следил за дорожной обстановкой.  К сожалению, гонку они проиграли из-за технической неисправности автомобиля.   

Желаю взаимопонимания в Вашей команде, надежности автомобиля и удачных стартов!

ВложениеРазмер
Штурманская_таблица.xls158.5 КБ
Штурманская_таблица_процент_от_ПДД.xls197 КБ