Путешествие с трейлером

Впервые в нашей практике было путешествие на юг, вместо привычной Карелии. В основном по асфальту, что и утомляло. 6 тыс. км, более 16 суток. С расходом до смешного получилось: с трейлером  он ниже, чем без него – 15.2л!  и это еще с поездкой в горы, плюс южные серпантины. Самый лучший результат без прицепа у меня был - 14.8 на шоссейной резине в спокойном режиме по асфальту на равнинной местности. А так обычно ближе к 20!  Удивительно, но факт – тащишь за собой целую тонну, а бензина тратишь меньше. Все из-за того, что стиль вождения другой: дави - не дави на газ, а быстро не разгонится – едешь спокойно без резких ускорений и торможений. Собственно о специфике поездки с жилым прицепом и хочу рассказать в своем небольшом отчете.

С одной стороны удобно – приехал и у тебя все готово: плита, туалет, даже душ один раз принимали. Но глядя на наших друзей с палатками, понимаешь, что зачастую прицеп - это обуза в путешествии такого рода: пока загонишь его на место стоянки, выдвинешь опоры и  соберешь все то, что развалилось за время пути – по времени больше, чем поставить быстроустанавливаемую палатку и разложить в ней спальники.  То же самое со сборами: наши “палаточные” друзья собирались быстрее. Конечно, определенные задержки вносил ребенок, но все равно, если постоянно ехать и при этом с погодой все в порядке – то с палаткой, наверное, быстрее и проще.

Путешествие с трейлером вообще не предполагает суеты. Оно для тех, кто никуда не торопится, у кого есть время, чтобы утром встать и спокойно сварить себе чашечку кофе не одевая штанов, а не вскакивать как ошпаренный по будильнику, чтобы наматывать на карданы очередные сотни километров.
 
С одной стороны с прицепом можно встать где угодно, хоть на обочине или АЗС, но лично я сплю очень чутко, и любая возня в непосредственной близости будет меня будить и напрягать. Поэтому хотелось вставать на отшибе, где каждые 15 минут возле нас не будет останавливаться кто-то, ходить вокруг, хлопать дверями и включать музыку. Поэтому останавливаться в общественных местах не хотелось – необходимо было искать съезд и какую-то полянку,  что тоже значительно увеличивало временные затраты на установку промежуточного лагеря.  В общем палка о двух концах.

О дорогах… Точнее об их состоянии. С трейлером - все дороги плохие! Очень мало участков, на которых можно ехать спокойно, не напрягаясь, высматривая малейшие неровности полотна.  Зачастую даже ровная на вид, без выбоин дорога приводит к тому, что прицеп уходит в продольную раскачку на неровности самой дороги. Там, где автомобиль без прицепа едва покачивает - с прицепом начинается постоянное раскачивание с усиливающейся амплитудой, приходится сбрасывать до 50-60 км.

Еще одна беда – мосты и путепроводы. Там где на машине без прицепа ты пролетаешь и не замечаешь почти ничего, с прицепомером приходится сбрасывать  до 40 км, а иногда и ниже  – иначе раскачка и удары. Для меня это закончилось тем, что фаркоп загнулся вниз: наши пламенные проклятья дорожникам Кубани!  Кстати равнинная местность только у нас, на северо-западе. Вся остальная территория – чреда подъемов и спусков. Со спуска машина с прицепом идет хорошо, если разогнаться до 110-120, то на следующий подъем влетаешь резво, не приходится даже переключаться с 5-й передачи. Но основная проблема в том, что чаще всего внизу те самые злополучные мосты через ручейки, речки и овраги и вместо того, чтобы лететь, приходится сначала тормозить вниз, а потом тащить вверх на 3-й передаче.
 
Утомляют дальнобойщики и автобусы.  Утомляют значительно больше, чем при езде на автомобиле без прицепа, когда ты их просто обгоняешь. Подозреваю, что я тоже их утомлял и возможно даже больше, чем они меня. Идти приходится с ними примерно в одном среднем скоростном режиме. Но у них круиз контроль и они едут постоянно свои 80 км/ч., не снижая скорости на подъем и не разгоняясь вниз.  А с трейлером все по-другому: вниз ты их обгоняешь, а вверх они тебя.  Так и продолжается на протяжении нескольких десятков километров, пока кто-то не остановится, или не уйдет в отрыв на хорошей либо плохой дороге.
 
На обратном пути, где то под Ростовом у меня накрывается демпфер тягово-сцепного устройства и дальнейшая езда превращается в мученье.  В двух словах, демпфер – это амортизатор, установленный на сцепном устройстве. По сути своей работе он похож на динамический трос, только без обратного (стягивающего) действия – в момент начала движения он растягивается и смягчает статическое, ударное, воздействие на фаркоп. В момент торможения, наоборот, сжимается, не давая прицепу резко надавить на машину сзади и привести к неустойчивости на дороге.  В результате выхода из строя демпфера получилось так, что прицеп обрел свободный ход: для аналогии представьте, что вы тащите машину на буксире и у вас провис буксировочный трос. Вы трогаетесь, выбираете свободных ход троса, а потом получаете удар.  После этой поломки практически любое торможение было кошмаром: чтобы избежать этого удара необходимо было либо очень плавно выходить из режима торможения, чтобы слабина выбиралась очень медленно. Если торможение было резкое, приходилось снижать скорость до 0 и начинать движение заново. Где-то через 200 км я приноровился ехать почти без ударов и рывков, выходить из торможения аккуратно, но приходилось постоянно держать большую дистанцию перед идущей впереди машиной.
 
В очередной раз для себя убедился в формуле 700-500-400…   Это расстояния, которые преодолеваются спокойно. В первый день можно проехать 700 км, во второй 500, во все последующие 400. В противном случае это уже не путешествие, а гонка.  Не знаю как остальным, но мне гонки не нравятся. Хочется путешествовать спокойно, посещая что-то по дороге, заезжая, гуляя. Тогда путешествие становится интересным, приезжаешь с багажом впечатлений.  Причем этот километраж не зависит от скорости движения: чем медленнее едешь - тем медленнее наступает утомление дорогой,  успеваешь смотреть по сторонам, наслаждаться поездкой. И наоборот, чем выше скорость – тем выше концентрация внимания на дорогу, тем быстрее она надоедает и появляется желание чего-то другого.
 
Наше возвращение  тяжело назвать путешествием, несмотря на то, что длилось оно  4 дня.  Выехали по графику, в первый день доехали от Анапы до Кущевской, отстояв в Краснодарских пробках половину дня.  Вторая машина, без прицепа, решила задержаться на 1 день (он был заложен на резерв), а потом догонять нас.  К вечеру этого же дня, в виду того, что погода испортилась, они снялись и поехали догонять нас “обходными” маршрутами в объезд Краснодара. На следующее утро они погнали вперед, решив что лучше приедут на день раньше домой, но это у них не получилось. В районе Новочеркасска Шнива встала: открутилась гайка шкива коленвала. На ремонт было потрачено более 6 часов.  Нашел практическое подтверждение еще один важный момент, который я усвоил раньше и учитываю при разработке всех автомаршрутов: резервный день – обязателен!
 
Следующим днем Шнива опять понеслась вперед. Всего за этот день мы проехали 1000 км. У Шнивы это получилось на 2 часа быстрее – по этому показателю можно судить о том, насколько медленнее ехать с трейлером, чем без него. Конечно, результат не очень объективен – Шниве досталась пробка в Химках, но и мы стояли под Воронежом в пробке из-за ДТП дольше, чем Шнива. Кроме того у всех были разные по количеству и времени остановки.
 
Пришло время сделать выводы по результатам нашего первого глобального путешествия с прицепом. Во-первых подтвердилась очередная прописная истина – путешествовать надо вместе с себе подобными: если поехали с жилым прицепом, то и попутчики должны быть с ними: года все примерно в одних условиях – то никто никого не тормозит и никто не нервничает, что кого-то задерживает.
 
Второй вывод – это цели путешествия и график. Должно быть спокойное путешествие, не зажатое графиком, с большим количеством свободного времени – тогда от трейлер становится объектом получения удобств, а не обузой в скорости гонки и маневренности.  
 
И наконец третий – наибольшую комфорт жилой прицеп приносит либо при длительных стоянках на одном месте, либо при неблагоприятных погодных условиях. Путешествие на юг в режиме рейда – не самое лучше применение для прицепа.  Если ехать на юг – то это длительная стоянка на диком берегу, причем желательно по дороге не торопиться, а заехать посмотреть какие-то достопримечательности по пути.  
 
Что касается нас, то основное направление использования трейлера было все-таки в Северо-Западном регионе, где лето длится всего 2 месяца (с середины июня до середины августа), и то не всегда. Прицеп позволит спокойно и комфортно выезжать на природу с момента схода снега до момента его выпадения: т.е. с конца апреля до конца ноября.