Надо ли прогревать двигатель?

 
В инструкциях к современным автомобилям четко прописано: прогревать двигатель не следует. Завелся и поехал. Так ли это на самом деле? Стоит ли верить инструкции или это очередная уловка маркетологов, которым по большому счету наплевать на ресурс двигателя? Или же это требования экологов к получению заветной норме Евро? Возможно производители беспокоятся о лишних затратах на топливо при прогреве? Где баланс между экологией, ресурсом двигателя и финансовой выгодой владельца автомобиля?  Давайте разберемся с тем, что происходит в двигателе…

Ресурс двигателя

Все, наверное, слышали, что “холодный пуск” по объему причиняемого износа двигателю равносилен большому пробегу автомобиля на прогретом двигателе. Очень часто мнение водителей и тех, кто имеет представление о том, как устроен двигатель, сводятся к тому, что достаточно нескольких десятков секунд, чтобы масло успело накачаться к трущимся деталям, дабы они не работали без смазки и пора ехать – все остальные параметры скомпенсирует компьютер, отвечающий за работу двигателя.  Но на самом деле это не совсем так, одним только маслом тут не ограничивается. Двигатель и его детали нагреваются не равномерно: с одной стороны находится холодная охлаждающая жидкость, а с другой стороны горячие газы. Из-за разницы температур детали напрягаются. Если непрогретый двигатель подвергнуть большой нагрузке, то может произойти повреждение и даже разрушение его деталей.

Вы скажите: “Ерунда, я никогда не гоняю, пока машина не прогреется”. Да, согласен,  так поступает любой, кто заботится о свое автомобиле. Но бывают ситуации, когда вам просто необходимо хоть немного, но “газануть”. Например, вы выезжаете со двора и надо быстро набрать скорость, чтобы встроиться в поток транспорта; преодолеть сугроб, бордюр или другое препятствие при выезде с парковки. Конечно, прогревать двигатель до состояния включения вентилятора охлаждения, как это делали наши дедушки на Жигулях, не стоит, но и ехать сразу после запуска двигателя тоже не хорошо, особенно зимой, когда перепад температур еще выше.

Экология

Теперь давайте разберемся с экологией.  Согласно общераспространенному мнению нельзя прогревать двигатель из-за того, что каталитический нейтрализатор (он же катализатор) должен как можно быстрее нагреться. Действительно, эффективность нейтрализатора тем выше, чем ближе она к его рабочей температуре. Холодный он не работает вообще. Соответственно чем быстрее он прогреется, тем быстрее выхлоп будет более экологичным, а прогревается он за счет температуры выхлопных газов. Быстрее поехали – быстрее прогрелся. Кажется все логично…

Но здесь есть один нюанс. Общее количество выброшенных в атмосферу вредных веществ зависит не только от эффективности работы нейтрализатора (его температуры), но и от объема прошедших через него газов (режима работы двигателя). На холостых оборотах этот объем минимален. При увеличении объема и скорости проходящих через нейтрализатор газов, скорость прогрева увеличивается далеко не пропорционально объему газов.  Измерения* показали, что суммарное количество выброшенных в атмосферу вредных веществ минимально, если нейтрализатор предварительно будет немного прогрет на холостых оборотах двигателя.

Экономия

Куда же без нее родимой! Каждый владелец автомобиля, какой дорогой бы он не был, мечтает сэкономить лишнюю копейку на топливе и обслуживании. Любому понятно, чем дольше коптит автомобиль на месте, тем больше он сжигает бензина впустую. Значит, чем быстрее мы начнем движение, там больше денег сэкономим на бензине. Снова все просто? НЕТ! Как и с экологией, не учтен важный момент: расход топлива на непрогретом двигателе значительно выше. Связано это с тем, что непрогретое масло сопротивляется вращению деталей двигателя и тратится дополнительное топливо.

Если автомобиль стоит на месте и работает на холостых оборотах, то бензина на дополнительные механические потери потребуется значительно меньше, чем если крутить двигатель на рабочих оборотах (сопротивление возрастает тоже не пропорционально)! Отсутствие экономии на топливе так же подтверждается на практике* –  результат разницы в итоговом расходе бензина даже при небольшом пробеге (20 км) минимален и укладывается в погрешность измерений. Чем больше пробег между холодными стартами, тем быстрее исчезает даже эта призрачная возможность экономии.

Золотая середина

Вы, наверное, уже догадались, что чем выше температура двигателя, тем меньшее влияние имеют описанные нюансы.  На большинстве современных двигателей достичь полного прогрева двигателя вообще не возможно, а значит надо когда-то начинать движение, иначе итоговое количество выброшенных вредных веществ в атмосферу, а заодно и денег на топливо, начнет увеличиваться. Где находится золотая середина?  Для каждого автомобиля она своя. Даже у одной и той же модели кривая зависимости может сильно отличаться и зависит от многих условий, в том числе погодных.  Но точно можно сказать одно: некоторое время перед поездкой автомобиль надо прогревать– это однозначно и с экологической точки зрения и с экономической и тем более с точки зрения ресурса двигателя. Сколько? Не много -  вполне достаточно чтобы стрелка температуры охлаждающей жидкости сдвинулась с мертвой точки.

При “теплом” старте, когда двигатель не успел остыть полностью до температуры окружающей среды (например, после непродолжительной стоянки у магазина), необходимы те самые несколько десятков секунд, чтобы масло успело прокачаться ко всем трущимся деталям. В любом случае сильно газовать и давать высокие нагрузки можно только спустя некоторое время после того, как двигатель наберет рабочую температуру. Связано это с тем, что охлаждающая жидкость нагревается быстрее всего, а моторное масло выходит на рабочий температурный режим позже. Узнать когда это произошло можно при помощи бортового компьютера: проследите за мгновенным расходом топлива при холостых оборотах (например, на светофорах), если он перестал уменьшаться –  это значит, что двигатель прогрелся полностью.



* - При написании статьи автор опирается на данные исследований, полученные специалистами журнала “За рулем”, публикация от 27 декабря 2012 г.