Самостоятельная пешеходная прогулка по центру Петербурга

Предлагаем участникам слета самостоятельную пешеходную прогулку по центру Санкт-Петербурга. Прогулка рассчитана на целый день, рекомендуется одеть удобную обувь. Брать автомобиль в центр города не советуем, лучше отправиться на метро и общественном транспорте. В крайнем случае можно добраться на автомобиле до метро, а там оставить его на перехватывающих парковках.

Перехватывающие парковки: http://www.metro.spb.ru/parkovki.html
Схема метрополитена: http://www.metro.spb.ru/uploads/img/map/shema_26.09.13c.jpg
Маршруты движения общественного транспорта: http://spb.rusavtobus.ru
Приложение для смартфонов по метрополитену: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.yandex.metro&hl=ru
Приложение для смартфонов по наземному городскому транспорту: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.slavabulgakov.busesspb

Схема маршрута на карте и расположение достопримечательностей:

Итак, отправляйтесь на ст. м. Горьковская. Выходите из метро, и двигайтесь направо, через сад. Здесь вы увидите памятник “Стерегущему”, еще немного, и, перейдя по деревянному пешеходному Иоановскому мосту, Вы оказываетесь в самом историческом центре города - на Заячьем острове, в Петропавловской крепости. Безусловно, оказаться здесь надо таким образом, чтобы к 12.00 подойти к Нарышкину бастиону. Полуденный выстрел является одним из символов города. Так же обязательно стоит зайти в Петропавловский собор, прогуляться по пляжу Петропавловской крепости.

Выходите из крепости по Кронверскому мосту, далее отправляйтесь по набережной налево. Перейдя через Биржевой мост, Вы окажитесь на Стрелке Васильевского Острова. Осмотрев вблизи Ростральные Колонны и здание Биржи двигайтесь дальше, через Дворцовый мост. Поверните налево и пройдитесь по набережной перед фасадом Величественного Зимнего Дворца, внутри которого располагается крупнейший петербургский музей – Государственный Эрмитаж. Для визита в него советуем выделить отдельный день или даже несколько.

Излюбленное место для фотографий – набережная в месте впадения Зимней канавки в Неву. Отсюда открывается отличный панорамный вид на Петропавловскую крепость, Стрелку Васильевского Острова и акваторию Невы в самом широком ее месте.

Теперь отправляйтесь вдоль Зимней Канавки в сторону ул. Миллионная. Если Вы проголодались, то советуем пройтись немного налево: по адресу ул. Миллионная 27 расположено недорогое кафе “Бочка”. Несмотря на расположение в центре города, цены очень демократичные, а еда достаточно вкусная. Недаром это кафе очень почитается среди сотрудников Эрмитажа.

Отправляйтесь по Миллионной ул. в сторону Дворцовой площади. На углу с Зимней Канавкой Вас встретят знаменитые Атланты, держащие небо на каменных плечах. Следующая достопримечательность - главная площадь города – Дворцовая. Насладившись ее ансамблем, отправляйтесь через Певческий мост, на набережную р. Мойки. В створе моста перед Вами предстает Петербургская Капелла.

Пройдите налево по набережной Мойки и сверните направо, на Конюшенную площадь, пройдя через которую Вы окажетесь у величественного храма – Спаса-на-крови. Стоит зайти внутрь. За Спасом расположен Михайловский садик и Русский Музей. Здесь обязательно стоит обратить внимание на “узор оград чугунных”.

Далее двигайтесь по каналу Грибоедова от Спаса в сторону Невского проспекта. Дойдя до пешеходного моста через канал – обернитесь назад. Перед Вами предстанет вид, изображаемых на многих открытках календарях и т.п.

Двигайтесь дальше по набережной канала, пересеките главную магистраль города – Невский проспект. Справа от Вас красуется Казанский собор.

Продолжайте движение по набережной канала Грибоедова. Вы окажитесь в одном из самых романтических мест, которое окутывает множество легенд – Биржевой мостик с грифонами.

Пройдите еще немного вдоль канала Грибоедова и поверните направо, на Гороховую улицу. Перед Вами, вонзаясь в небо, стоит “Адмиралтейская игла”. Дойдя до Большой Морской улицы, сверните налево и двигайтесь к Исаакиевскому собору. Здесь советуем подняться на колоннаду собора.

В завершении прогулки дойдите до Невы. Здесь, на Сенатской площади, стоит Медный Всадник – памятник основателю города Петру-I.

На этом прогулка заканчивается, ближайшая станция метро – Адмиралтейская, расположена на углу Малой Морской ул. и Невского пр.

 


Список достопримечательностей маршрута (в порядке появления) и их описание

1.    Памятник Стерегущему

Стерегущий - русский миноносец,  построен на Невском заводе в Санкт-Петербурге, спущен на воду в июне 1902 году в Порт-Артуре, куда по частям был доставлен железнодорожным транспортом. Погиб в неравном бою с превосходящими силами японцев 10 марта (26 февраля) 1904 года во время русско-японской войны. 

26 апреля 1911 года, в присутствии императора Николая II, открылся памятник, посвящённый геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Памятник изображает двух матросов В.Новикова и И.Бухарева, открывающих кингстоны -  они затопили корабль, чтобы он не достался врагу.

2.    Заячий остров и Петропавловская крепость

Сначала Петру предлагали обосноваться в крепости Ниеншанц, но она была далеко от моря и плохо защищала подходы к реке. Тогда царь обратил внимание на небольшой продолговатый остров. Финны называли его Иенисаари, что переводилось как Заячий остров. Остров находится в самом широком месте устья Невы, его длина - 750 метров, ширина - около 400 метров.

Именно здесь началась история Северной столицы: 27 (16) мая 1703 года на маленьком Заячьем острове была заложена крепость Санкт-Питербурх, первое сооружение будущего города. Вскоре крепость была переименована в Петропавловскую, по названию построенного на её территории собора. Заячий остров быстро застраивался бастионами и соединяющими их куртинами. Некоторые из них затем неоднократно перестраивались, а другие "дожили" до наших дней почти неизменными. 

Петропавловская крепость никогда не принимала непосредственного участия в военных действиях. С самого начала своего существования она стала использоваться в качестве главной политической тюрьмы России. Одним из первых узников крепости стал царевич Алексей (он умер или был тайно убит в крепости в 1718 году). Здесь же находилась в заточении княжна Тараканова. В 1790-х годах в крепости содержался Радищев, автор книги "Путешествие из Петербурга в Москву". В "Секретном доме" Алексеевского равелина содержались декабристы, петрашевцы и народовольцы, а также Нечаев. С 24 апреля по 24 декабря 1849 года здесь был заключён Ф. М. Достоевский. С 1851 по 1854 годы отбывал наказание М. А. Бакунин. С 1862 по 1864 годы в равелине содержался Н. Г. Чернышевский. В 1872 году была построена тюрьма Трубецкого бастиона, через которую до 1917 года прошли около 1500 политических заключённых.

Во время Октябрьской революции 1917 года гарнизон крепости поддержал большевиков, выступивших против Временного правительства, со стен крепости были произведены холостые артиллерийские выстрелы во время штурма Зимнего дворца, в тюрьму Трубецкого бастиона были заключены арестованные министры Временного правительства.

В 1924 году крепость стала музеем и, в настоящий момент, входит в состав Музея истории Санкт-Петербурга, в котором можно посетить следующие экспозиции и выставки:

  • “Царские комнаты Петропавловского собора” - Экспозиция представляет сохранившиеся реликвии Петропавловского собора
  • “История тюрьмы Трубецкого бастиона” - Экспозиция рассказывает об истории тюрьмы Трубецкого бастиона, о судьбах арестантов, прошедших через ее камеры, об особенностях режима и условиях содержания узников.
  • “Церемония развода почетного караула” - В летний период в Петропавловской крепости на территории Нарышкина бастиона каждую субботу после традиционного полуденного выстрела проходит церемония развода почетного караула.
  • “Три века над городом. История колокольни Петропавловского собора” - Экспозиция, размещенная в колокольне Петропавловского собора
  • "Сердце Петербурга с птичьего полета" - Обзорные экскурсиии над историческим центром Санкт-Петербурга на вертолете  по выходным и праздничным дням
  • “Невская панорама” -  Прогулочный маршрут, проложенный по крыше крепостной стены от Государева до Нарышкина бастиона, рассчитан на самостоятельное посещение. Экскурсии по маршруту проводятся по заказу.
  • “История Петропавловской крепости” – Экспозиция, объединившая более 500 экспонатов из фондов ГМИ СПб, посвящена истории уникального историко-архитектурного комплекса - Петропавловской крепости.
  • "История Санкт-Петербурга - Петрограда. 1703-1918" - Экспозиция находится в Комендантском доме. Она посвящена истории города на Неве в XVIII – начале XX века.
  • "Коллекция мебели XVIII-начала ХХ века" - Из фонда декоративно-прикладного искусства Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
  • "Коллекция фарфора и стекла XVIII-XXI веков" - Около 5 000 предметов из фарфора и стекла из фонда керамики и стекла Государственного музея истории Санкт-Петербурга
  • "Улица Времени" - Экспозиция представлена в виде улицы, где разместились дома XVIII, XIX и XX веков. Каждый объем передает дух эпохи, таит свою историю, своего жителя. Здесь будет интересно и взрослым, и детям. На экспозиции можно узнать о том, как возник город Санкт-Петербург, о моде петербуржцев, о преимуществах и недостатках государственного строя страны, и многое другое, увидеть кабинет чиновника, дом архитектора, кабинет стоматолога, рукодельную мастерскую и даже заглянуть в комнату в коммунальной квартире.
  • "Тайны да Винчи" - Представлено свыше 50 моделей механических и боевых машин, летательных аппаратов и различных приборов, созданных по рисункам гениального итальянца.  Приборы и механизмы выполнены опытными мастерами из дерева, металла, воска и ткани в масштабе и в натуральную величину.
  • “Инквизиция. Средневековые орудия пыток” -  В состав экспозиции вошло около 60 моделей, воссозданных по средневековым рисункам и описаниям современными итальянскими мастерами.
  • "Исторические мозаики" - Представлены восковые фигуры царей и их фаворитов, политических деятелей и военноначальников, просветителей и поэтов России
  • “Сибирский Левша” - Уникальная выставка микроминиатюр Анатолия Ивановича Коненко.
  • "Грохочет бал, сияет бал…" - Петербургские балы – отражение блеска и роскоши российской имперской столицы. Без этого популярного развлечения невозможно представить светскую жизнь петербургского общества XVIII - начала ХХ веков.
  • “Наследие Эллады” - К году "Россия-Греция"
  • "Изволил посетить" - Фотографии официальных визиты в Петропавловский собор в конце XIX - ХХ веке.
  • “Зеленый пояс славы Ленинграда” - На выставке представлены архитектурные проекты мемориальных комплексов и отдельных памятников, в том числе материалы архитектурных конкурсов. А также художественные произведения, посвященные возведению “Зеленого пояса Славы” - грандиозному мемориальному комплексу,  сооруженному на линии протяженностью свыше 200 км., по которой в сентябре 1941 году проходил рубеж обороны советских войск.

3.    Полуденный выстрел - существующая в Санкт-Петербурге традиция отмечать полдень артиллерийским выстрелом со стены Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, что предусмотрено статьёй 8 Устава Санкт Петербурга.

С лета 1703 года пушка на Государевом бастионе Петропавловской крепости сообщала о начале и прекращении работ. Уже в 1704 году на Государевом бастионе под пушечный залп поднимали и опускали флаг. Позднее с крепостного вала Адмиралтейства пушка стала оповещать о подъёме воды в Неве во время наводнений.

Впервые в истории ежедневный полуденный выстрел из пушки стал производиться в Севастополе и Николаеве в 1819 году по приказу командующего Черноморским флотом адмирала Грейга в качестве сигнала, по которому проверялись и устанавливались корабельные, церковные и адмиралтейские часы. В 1865 году к этой традиции присоединился Петербург, в 1872 - Кронштадт, в 1889 - Владивосток.

6 (18) февраля 1865 года над Невой впервые был произведён пушечный выстрел со двора Адмиралтейства точно в полдень. Осенью 1872 года сигнальную пушку перенесли в Петропавловскую крепость.

В настоящее время для производства сигнального выстрела установлены две гаубицы Д-30 калибром 122 мм 1968 и 1978 годов выпуска. Выстрел производит одно орудие, второе является запасным. Их обслуживают два человека. Долгое время ответственными за сигнальные орудия были военнослужащие Ленинградского военного округа. Сейчас же орудия переданы в ведение РОСТО, а в их расчёт входят сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга, отставные военные. Они носят военно-морскую форму.

В 1987 году сигнальные орудия произвели один за другим 21 залп, салютуя крейсеру "Аврора", шедшему из доков после ремонта к месту своей стоянки. В марте 1988 года дополнительный выстрел прогремел в 14 часов 20 минут, оповестив о появлении на свет 5-миллионного жителя города. Пушка также делала неурочные выстрелы в 1998 году в день доставки в Петропавловскую крепость останков царской семьи, а затем в день их захоронения. Одновременным выстрелом сразу из двух орудий в полночь Санкт-Петербург встретил 21 век.

Право произвести полуденный выстрел время от времени предоставляется почётным гражданам Санкт-Петербурга и высоким гостям города.

4.    Петропавловский собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла - усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. 

Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости. 

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание "зального" типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. 

Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля. После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI, место захоронения последнего не известно до сих пор.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей. В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

5.    Пляж Петропавловской крепости - один из самых знаменитых пляжей Петербурга. С песчаного берега открывается чудесный вид на Дворцовую набережную, Эрмитаж и стрелку Васильевского острова. 

Никакой особой инфраструктуры на пляже нет, а купаться здесь и вовсе запрещено. Однако здесь можно гулять, любоваться видами, играть в пляжные игры.  В течении лета на пляже часто проводят концерты, фестивали песчаной скульптуры, волейбольные соревнования. 

6.    Биржевой мост

Первый мост на этом месте был построен в 1893-1894 годах - двадцатипятипролётный деревянный трапецеидально-подкосный мост длиной 326 м со средним 14-метровым разводным пролётом. В 1930 и 1937 годах мост расширялся, деревянные пролёты были заменены на металлические. 

Современный мост построен в 1957-1960 годах. Проект моста был составлен и одобрен ещё в 1940 году, но его постройке помешала Великая Отечественная война. Мост построили на 70 м ниже по течению. Одновременно с его постройкой перепланировке подверглись набережные, в результате чего стрелка приобрела ярко выраженную ось симметрии. Новому мосту авторы придали внешние формы, подобные Дворцовому мосту, усиливая это впечатление. Чтобы приблизить длину моста к длине Дворцового, было засыпано мелководье у правого берега Малой Невы и часть протока. На засыпанном участке создана обширная предмостная площадь.

Мост состоит из пяти стальных сварных пролётных строений. Центральный пролёт - разводной, с двумя крыльями. Общая длина моста - 239 м, ширина - 27 м. Железобетонные опоры моста облицованы гранитом. Мост украшают чугунные решётки с трезубцем Нептуна.

Именно этот мост разводится в фильме "Невероятные приключения итальянцев в России".

7.    Стрелка Васильевского Острова 

Один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города - пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы. Ансамбль стрелки Васильевского Острова изображен на 50-рублёвой российской банкноте.

Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена. В 1716 году был утверждён проект архитектора Доменико Трезини, согласно которому здесь должна была появиться замкнутая трапециевидная площадь, окружённая по периметру жилыми домами. Однако вскоре Пётр I решил сделать стрелку культурным и деловым центром города. Под эти цели Трезини в 1719 - 1721 годы создал новый проект, предусматривающий постройку правительственных учреждений - здания двенадцати коллегий, а также биржи, гостиного двора и собора.

В 2008 году исторический облик Стрелки Васильевского острова был, непоправимо искажен строительством высотных зданий. В мае 2008 г. по этому поводу разразился скандал и городская общественность назвала эту стройку "градостроительным преступлением". Правительство Санкт-Петербурга предложило застройщику, которому ранее было выдано разрешение на строительство, уменьшить этажность возводимого здания, но застройщик отказался это сделать и заявил, что иначе обратится в суд.

Помимо этого строительства, существует также проект "Морской Фасад", который может привести к еще худшим последствиям для гармонии архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова.

8.    Ростральные колонны

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей. В XIX веке выполняли функцию фонарей (не маяков!) порта северной столицы.

У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые согласно распространенной гипотезе аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны - Волга и Днепр, у южной - Нева и Волхов. Однако эта гипотеза не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции"

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб. Так было до 1896 года, в котором к колоннам подвели электричество. В 1957 году к маякам из соображений экономии подвели газ и теперь, в наши дни, зажигают только по особым торжественным случаям.

9.    Здание Биржи

Центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова, было построено для Санкт-Петербургской биржи, но впоследствии использовалось с различным назначением. Долгое время в здании располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея. В настоящее время здание передано Государственному Эрмитажу и ведется реставрация и скоро там откроется для создания музей Русской гвардии и геральдики.

10.    Дворцовый мост

Разводной, соединяет центральную часть города и Васильевский остров. Длина - 250 м, ширина - 27,7 м. Состоит из пяти пролетов. Разведённый двукрылый центральный пролёт Дворцового моста - один из символов города.

Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.

В 1853 году Николай I удовлетворил просьбу представителей купечества о перемещении Исаакиевского плашкоутного моста к Зимнего дворцу для прямой и постоянной связи с Биржей и другими учреждениями Торгового порта.

В 1896 году наплавной Дворцовый мост был перенесён вниз по течению на 53,25 м в то место, где позже был возведён постоянный мост. Перенос был связан с решением создать озелененную площадку перед западным фасадом Зимнего дворца. Работы по наведению плашкоутного моста, начатые зимой 1896 г., закончились 23 декабря 1897 года; в торжественной обстановке мост был освящен и открыт для движения транспорта и пешеходов. 

В 1882 году общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. К сооружению был принят вариант Общества Коломенских заводов. Архитектурное оформление по распоряжению президента Академии художеств было поручено архитектору Р. Ф. Мельцеру. Он разработал очень пышное и помпезное оформление: перила сложного рисунка с "чеканными двухсторонними украшениями из толстого листового железа", декоративные карнизы с "картушами, выполненными из толстого железа", восемь фонарей с выкованным из железа декором и т.д. На широких опорах разводного пролета предполагалось поставить четыре больших фонаря-маяка высотой 14 саженей, включавших в себя подъемные машины для людей и балконы вокруг фонарей. Основание фонарей украшалось сложной скульптурой, орнаментами, картушами, императорскими орлами. Несмотря на "высочайшее утверждение" проекта дискуссии по поводу архитектурного оформления моста продолжались. Экспертная комиссия отвергала большие фонари-башни, предлагаемые для быков разводного пролета, ввиду их необычайной колоссальности, значительно выше всех окружающих зданий, не исключая и Зимнего дворца. После неоднократного обсуждения, был согласован вариант установки на быках разводного пролета фонарей увеличенного размера без скульптурного убранства 

В 1912 году, после начала строительства постоянного моста, наплавной мост был перенесен к Сенатской площади, где находился до 1916 г., пока не сгорел от искры проходившего по Неве буксира. 

Установленный срок окончания строительства моста.  Начавшаяся Первая мировая война вовсе затормозила строительство. Лишь к концу 1916 года была готова вся инженерная конструкция моста.

В октябре 1916 года на заседании Городской думы решено было открыть Дворцовый мост для прохода и проезда в недостроенном виде, соорудив "временные" деревянные перила и поставив стандартные чугунные столбы для навешивания фонарей и проводов для трамвая.  Чугунные перильные решетки появились только в 1939 году. Предполагавшиеся проектом большие украшенные орлами фонарные столбы на опорах моста так и не были установлены.

Отдельное внимание хочется уделить конструкции разводной части моста: вес поднимаемых пролетов скомпенсирован специальными противовесами, которые опускаются на 6 м ниже уровня воды в реке. При необходимости мост можно развести вручную, не прибегая к силе электрических машин.  

11.    Зимний Дворец - Главный императорский дворец России. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754-1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. 

В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, "для единой славы всероссийской", в его нарядном, праздничном виде, в пышной декорировке его фасадов, раскрывается художественно-композиционный замысел архитектора - глубокая связь этого здания с городом на Неве, ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющегося и в наши дни.

Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия.

Фасады дворца несколько раз меняли колористическую гамму. Первоначальный цвет имел очень лёгкую тёплую охристую окраску и декор белой известковой краски. В 1947 году специальная комиссия принимает решение об окраске стен дворца окисью хрома с добавлением изумрудного пигмента; колонн, карнизов, междуэтажных тяг и обрамлений окон - белым цветом; лепного декора, картушей, капителей - охрой, при этом скульптуру было решено оставить чёрной. За шестьдесят пять лет у общественности и властей города сложился определённый стереотип в восприятии колористической гаммы дворца, однако по мнению научных сотрудников Эрмитажа, существующее в настоящее время колористическое решение фасадов не соответствует художественному образу дворца, в связи с чем предлагается воссоздание цветового решения фасадов, максимально приближенной к объёмно-пространственной композиции дворца, созданной Бартоломео Растрелли.

Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы - 137 метров, со стороны Адмиралтейства - 106 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. 

29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны. Восстановительные работы потребовали громадных усилий, однако дворец был возрождён за два года. 

В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. 

С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство.

В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года в дни Октябрьской революции Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили дворец, который охраняли гарнизон юнкеров и женский батальон. Дворец был обстрелян пушками Петропавловской крепости. К 2 часам 10 мин. ночи 26 октября (8 ноября) штурмом взяли дворец, арестовали Временное правительство. 

30 октября (12 ноября) 1917 года народный комиссар просвещения А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

После начала Великой Отечественной войны в подвалах дворца оборудованы двенадцать бомбоубежищ, в которых до 1942 года постоянно проживали около двух тысяч человек. Во дворце была укрыта часть не эвакуированной музейной коллекции Эрмитажа, культурных ценностей из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда. В годы войны строения дворца пострадали от обстрелов артиллерии и бомбардировок, в общей сложности в них попали семнадцать артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы.

В настоящее время в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

12.    Зимняя канавка

Небольшой канал (длина - 228 метров, ширина не превышает 20 метров), соединивший Неву и Мойку, был прорыт в 1718-1719 годах. В 1782-1784 годах набережные канавки были закованы в традиционный для города гранит и украшены строгими решетками. Первое название - Старый Дворцовый канал - было присвоено в 1738 году, однако фактически оно не употреблялось. В обиходе канал называли Зимнедворцовый или просто Зимний. Современная форма названия известна с 1801 года.

На набережной Невы, рядом с Зимней Канавкой, находится живописный спуск к воде, вымощенный булыжником. С него открывается отличная панорама на акваторию Невы, стрелку Васильевского Острова, Петропавловскую крепость. При этом гранитные парапеты не загораживают вид и не создают излишнюю массивность, поэтому это место очень популярно у фотографов.

Через небольшую Зимнюю канавку перекинуто три моста: Первый Зимний, Второй Зимний и Эрмитажный, бывший Зимнедворцовый. Первый Зимний и Эрмитажный мосты были построены в XVIII веке, причем Эрмитажный мост стал первым каменным мостом в Петербурге. Второй Зимний мост был сооружён в 1960-х годах, но, тем не менее, он не производит впечатления современной конструкции, а напротив, полностью соответствует старинному стилю. Это было сделано специально, чтобы не разрушить атмосферу пушкинского Петербурга.

Чтобы соединить Эрмитажный театр с Большим Эрмитажем, через Зимнюю канавку была перекинута высокая арка, поддерживающая переход-галерею. Когда галерея была построена, завистники попытались оклеветать архитектора в глазах императрицы, и пустили слух, что арка очень непрочна и может упасть в любой момент. Екатерина, дабы развеять все домыслы, приказала устроить в галерее грандиозный пир с множеством приглашённых гостей. Арка-мост, проект которой был тщательно продуман и рассчитан, выдержала празднество, после чего вопросы об её непрочности уже не обсуждались.

По сюжету оперы Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама", в третьем действии Лиза бросается с Эрмитажного мостика в воды Зимней канавки, после того как от неё убегает помешавшийся на трёх картах Герман. Этот элемент сюжета отсутствует в повести Пушкина "Пиковая дама", и появляется под влиянием реального факта самоубийства некой Юлии Перовой, совершенного на этом месте на почве несчастной любви, и описанного в одной из петербургских газет 1868 года. В 1890 году П. И. Чайковский пересылает вырезку из газеты своему брату Модесту с просьбой включить самоубийство Лизы в либретто оперы. Отсюда происходит второе популярное название этого моста - "Мостик Лизы".

13.    Кафе Бочка

Популярное кафе среди сотрудников Эрмитажа. Недорогое, в самом центре города, с приличной кухней и отзывчивым персоналом.

14.    Атланты

Крыльцо в виде галереи перед главным входом в Новый Эрмитаж украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва из серого гранита. Атланты Эрмитажа являются одним из символов Санкт-Петербурга, они вдохновили Александра Городницкого на написание песни "Атланты":

... Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках.

15.    Ансамбль Дворцовой площади

Дворцовая площадь - красивейший архитектурный ансамбль современного города, в состав которого входят Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Её размеры составляют около 5 га (по другим сведениям- 8 га) для сравнения - Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га.  Дворцовая площадь является одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

Наименование Дворцовая площадь известно с 1766 года, ранее Адмиралтейский луг.  Дано по расположенному рядом Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь. В октябре 1918 года площадь была переименована в площадь Урицкого (в организатора штурма Зимнего дворца в 1917 году). 13 января 1944 года вышло постановление о возвращении 20 исторических наименований, в том числе и Дворцовой площади.

В 1721 году по инициативе Петра I была заложена основная планировочная схема Санкт-Петербурга в виде трелучника, исходящего от Адмиралтейства. Два луча (нынешние Невский и Вознесенский проспекты) возникли при Петре I, а третий луч (современная Гороховая улица) появился в 1736-1737 годах. Лучи этих трёх магистралей разделили огромный Адмиралтейский луг на несколько частей. Со времени царствования Анны Иоанновны в этом месте за казённый счёт устраивались празднества с фейерверками и народными гуляньями. На лугу на время торжеств по высочайшим указам возводили потешные павильоны, дворцы, устраивали винные фонтаны, жарились гигантские туши быков, которые затем отдавались на съедение народу. Сохранился любопытный документ от 29 апреля 1743 года, когда Елизавета повелела: ":луг против Зимнего дворца разравнять и засеять овсом". До 1760-х годов Адмиралтейский луг служил вспомогательной строительной площадкой императорского Зимнего дворца. В промежутках между перестройками дворца луг использовался для строевых учений воинских частей и выпаса придворного скота. 

В 1753 году Франческо Растрелли предложил архитектурно организовать растекающуюся огромную территорию, создать центральную площадь столицы. Одновременно с окончательным вариантом Зимнего дворца Растрелли проектировал площадь против него. В центре площади, по оси здания, архитектор предполагал установить конный монумент Петра I.

В 1819-1829 годах было воздвигнуто здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси). Два корпуса, соединённые аркой, охватывают пространство площади, придают её облику торжественность и монументальность. Росси решил градостроительную задачу, создав композицию в рамках сложного плана участка, заданной дугообразной линии границы площади и острого угла площади с рекой Мойкой.

В советское время Дворцовая площадь была местом проведения демонстраций и парадов в дни революционных праздников. C 1990-х годов проводятся концерты, ежегодные спортивные и общественные мероприятия. 

16.    Александровская колонна

Колонна - один из известнейших памятников Петербурга. Нередко её ошибочно называют Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина "Памятник". Монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта. Текст на табличке памятника: "Александру I благодарная Россия". Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита

Воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии. Монолит розового гранита был изготовлен в каменоломне под Выборгом и с большими сложностями перевезён на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург. Монолит не закреплён и держится только силой собственного веса. Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В 1876 году  были добавлены декоративные фонари у колонны.

17.    Здание Главного Штаба

Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров. В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе). После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции. В настоящее время часть здания принадлежит Западному военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу.

Со стороны Невского проспекта к зданию пристроен флигель, фасад которого решён в общих формах с Главным штабом. Здесь располагалось Вольное Экономическое общество. 

18.    Арка Главного Штаба и Колесница славы 

Арка была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года, открыта 24 октября 1828 года. Архитектор хотел добиться выразительности, дополнив чёткость архитектуры изяществом скульптурной композиции. Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта. Максимальной выразительности композиция достигает при взгляде с площади.

С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини - лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.

Колесница славы в памяти горожан - не только особая деталь Дворцовой. А еще и жертва неожиданного происшествия начала XXI века. В ночь празднования Нового 2001-го года на крыше Главного штаба вспыхнул пожар. Причиной возгорания сочли неосторожность горожан - кто-то запустил в небо петарду.

19.    река Мойка

Длина реки - 4,67 км, ширина до 40 м, наибольшая глубина до 3,2 м. Берёт начало из реки Фонтанки. В начале XVIII века вытекала из болота, находившегося вблизи Марсова поля. В 1711 году соединена с Фонтанкой. 

С момента постройки Санкт-Петербурга Мойка стала городской границей. В 1710-х годах на левом берегу Невы, проложили "Большую першпективную дорогу" ныне - Невский проспект. В месте пересечения магистрали с Мойкой в 1720 году был построен деревянный подъёмный мост (Зелёный мост). Он стал городской границей, здесь собирались проездные подати.

20.    Капелла

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга - концертная организация Санкт-Петербурга, включающая в себя старейший в России профессиональный хоровой коллектив (учреждён в Москве в 1476 году указом царя Ивана III как хор Государевых певчих дьяков), симфонический оркестр и собственный концертный зал. До 1955 года в состав капеллы также входило хоровое училище. 

Капелла занимает комплекс зданий, выходящий одной своей стороной на набережную реки Мойки, а другой на Большую Конюшенную улицу. Современный вид зданию придал архитектор Леонтий Бенуа в результате капитальной перестройки 1886-1889

21.    Конюшенная площадь

В 1720-1723 годах на левом берегу Мойки было построено здание Императорского Конюшенного двора Екатерины I. К югу от него и появилась Конюшенная площадь, которая согласно первому проекту должна была стать внутренней площадью Конюшенного двора. Изгиб здания посередине связан с изгибом реки Мойки с другой стороны здания.

В 1816-1823 годах Конюшенный двор перестраивался. Главным стал южный фасад. В его центре - церковь Спаса Нерукотворного образа, называемая также Конюшенной. В 1860 году в южной части площади было построено здание для Конюшенного музея

22.    Храм Спаса-на-Крови - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России

Храм был возведён по указу императора Александра III по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции "русского стиля". Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI-XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал - кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров.

В ноябре 1931 года комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, 240-миллиметровый снаряд массой около 150 кг. пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен. 

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея "Исаакиевский собор". К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации. Леса со Спаса-на-Крови сняли только в 1997 году.  

23.    Ограда Михайловского сада

Михайловский сад - один из старейших парков Петербурга. Возник он почти одновременно с самим городом по указу Петра I. За свою многовековую историю он не раз менял облик. А вот прекрасная кованая ограда появилась много позже, в начале ХХ века. Создавалось это творение несколько лет, с 1903 по 1907 года.  Доподлинное авторство проекта до сих пор не установлено. 

Узор кованой ограды поражает своим изяществом и причудливостью. Исполненная в духе модерна ограда восхищает чудесными растительными мотивами. Крупные диковинные кованые цветы, окутанные элегантными плетями, раскинулись по всем решеткам ограды. Лёгкость и непринуждённость орнамента создают эффект воздушности и невесомости всей конструкции. Кованые решетки ограды расположены между могучими фигурными столбами из жёлтого кирпича. И всё это великолепие установлено на гранитные блоки.

24. Русский музей

С южной стороны Михайловский сад примыкает к Михайловскому дворцу - главному зданию Русского музея. 13 (25) апреля 1895 года был издан Именной высочайший указ императора Николая II об учреждении особого установления под названием “Русский музей императора Александра III” и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом.

Коллекция берет своё начало с произведений, поступивших к 1898 году из Академии Художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретенных в частных коллекциях.

Дальнейшее пополнение коллекции, согласно Указу императора Николая II, должно было происходить посредством покупки на “ассигнованные на это средства” и возможные пожертвования. За первые десять лет существования музея его собрание выросло почти вдвое

В первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года коллекция растет стремительными темпами благодаря деятельности Государственного музейного фонда, распределявшего между музеями национализированные произведения искусства

В 1941 году большую часть коллекции эвакуировали в Пермь. Оставшуюся часть коллекции сняли с экспозиции, запаковали и укрыли в подвалах здания. Ни один музейный экспонат не пострадал.

Сейчас коллекция музея насчитывает более 410 тыс. экспонатов.

25. Канал Грибоедова

Длина канала составляет 5 км, ширина — 32 м. От других протоков Петербурга канал отличается своим узким и очень извилистым руслом.

Канал проложен по руслу реки Кривуши, бравшей своё начало из болотистой трясины. Изначально носил название Екатерининского — в честь императрицы Екатерины II, в царствование которой он был обустроен. После революции название Екатерининский решили сменить. Согласно легенде, строительством канала руководил инженер по фамилии Грибоедов и протоку одно время называли Грибоедовой канавой. (Упоминание встречается  в произведениях Ф.М. Достоевского). Но называть по имени инженера было не солидно, поэтому решили величать канал именем писателя Грибоедова, который проживал здесь в доме №104 с 1816 по 1818 годы.

 Для поклонников  Ф.М. Достоевского разработан целый маршрут по местам романа “Преступление и наказание” в окрестностях канала. Соня Мармеладова жила по набережной в доме №73, старуха-процентщица – в доме №104, недалеко расположен и Дом Раскольникова – Гражданская улица, д.19.

26. Невский проспект  — главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры

Правая сторона (нечётная) неофициально называется “теневой”, чётная — “солнечной” (популярное место для прогулок). Участок от площади Восстания до Александро-Невской лавры неофициально называют Старо-Невским т.к. эта часть проспект непродолжительное время носила название Старая Невская Першпективная улица

Своё современное название Невский проспект обрёл в 1781 году, произошло от названия Александро-Невской Лавры, которая носит имя национального героя, святого князя Александра Невского. До этого магистраль, соединявшая Адмиралтейство и Александро-Невскую лавру называлась сначала просто дорогой к Невскому монастырю.

В октябре 1918 года к первой годовщине Октябрьской революции магистраль получила название проспект 25-го Октября, которое просуществовало чуть более четверти века, после чего проспекту было решено вернуть историческое название.

Невский проспект, являясь центральной городской улицей, является местом проведения всех городских праздничных мероприятий. Обычно на части проспекта от начала до реки Фонтанки закрывается автомобильное движение в Новый год, День Победы и День города.

В период блокады район Невского проспекта подвергался интенсивным бомбардировкам и артобстрелам. В память о подвиге ленинградцев на фасаде дома 14 сохранилась надпись: “Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!”

27. Казанский собор

Один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен в 1801—1811 годах в стиле ампир для хранения чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В советские годы превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года кафедральный собор.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая архитектором Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел не был доведён до конца.

Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, аритектор оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Примечателен был иконостас главного придела, cооружённый в 1834—1836 годах взамен первоначального,  он был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. Во времена советской власти, после изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено

Главная святыня храма — чудотворная икона, она была обретена в Казани в 1579 г. Через двадцать пять лет после взятия Казани Иваном Грозным, город пострадал от пожара. Восьмилетняя дочь стрельца Онучина, Матрёна, увидела во сне Божью Матерь, сказавшую, что Её чудотворная икона находится в земле под развалинами сгоревшего дома. Девочка сама достала икону, которая сияла новыми красками. Скорее всего, эта икона была закопана в земле ещё при татарах или кем-то из русских пленников, или обратившихся в православие мусульман. У иконы начали совершаться чудеса. На месте, где она была обнаружена, позднее выстроили монастырь. Эта икона вдохновляла возглавляемое князем Пожарским народное ополчение, которое в 1612 году двигалось из Нижнего Новгорода в Москву освобождать Кремль от иноземцев.

В Петербург икону привезла царица Прасковья Фёдоровна, при переезде царского двора из Москвы, после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга столицей. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. Есть предположение, что большевики в 1930—1940-е чтимый образ конфисковали, а нынешняя икона — лишь её список, исполненный в XIX веке.

28. Банковский мост

Один из романтических символов Петербурга, мост получил название по находящемуся рядом зданию Ассигнационного банка (ныне в здании располагается Санкт-Петербургский государственный экономический университет), как и другие мосты через канал, построен в 1825—1826 годах.

Особую известность мосту принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы П. П. Соколова. По легенде эти мифические существа являются надежными охранниками золота и поэтому их установили напротив Ассигнационного банка.  Скульптуры постоянно подвергаются нападениям вандалов, которые соскабливают золото, ломают крылья и воруют фонарные колпаки.

Очень красивая чугунная решетка с узорами в виде листьев пальм и вееров в ходе реставрации в конце 19 века была утеряна и восстановлена только в 1952 году.

29. Адмиралтейство - значительный памятник архитектуры русского ампира. Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора. Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда».

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. Для защиты, в условиях Северной войны, представляло собой крепость: постройки были ограждены земляным валом с бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой. Само адмиралтейство представляло собой одноэтажное строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал.

В 1709 году по распоряжению Петра I в Адмиралтействе была основана кладовая образцов, где хранились корабельные чертежи и модели всех построенных здесь судов: ”Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую”. В 1805 году модель-камера была преобразована в Морской музей, существовавший здесь до 1939 года.

В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства. В 1719 году была реализована идея вертикальной доминанты: над воротами был установлен металлический шпиль с корабликом. Поскольку ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле, считается, что прообразом кораблика стал фрегат “Орёл” — первый русский военный корабль, построенный в 1667—1669 годах по указу царя Алексея Михайловича. Также есть мнение, что кораблик Адмиралтейства повторяет силуэт первого корабля, вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.

Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, когда во время ремонта был заменён на новый, при этом оригинальный был утерян. Второй кораблик простоял 71 год: в 1886 году при очередном ремонте шпиля он был снят и заменён на точную копию; оригинал, вес которого 65 кг, длина — 192 см и высота — 158 см, был помещён в экспозицию находившегося здесь же Морского музея.

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению “центрального” здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) — сходятся к нему лучами. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.

В 1806—1823 годах архитектор Андреян Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит Александровский сад. Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор.

В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей. С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён.

30. Исаакиевский собор.

Официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Имеет статус музея. Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю. Высота — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4 000 м²

В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой.

В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж — изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны. Витражи получили “законные” права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время.

Некий прорицатель предсказал Монферану смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора. Поэтому архитектор не спешил со строительством, оно продолжалось 40 лет.  Незадолго до окончания строительства Монферан обращался к Николаю I с просьбой быть погребённым в собственном творении, но ему было отказано. Прорицание сбылось и Монферран прожил чуть меньше месяца после освящения собора.

После революции храм был разорён. В 1931 году в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев.

Примечательна история собора во время Великой Отечественной войны.  Когда немецкие войска стали угрожать пригородам города и их богатым музейным дворцам, началась эвакуация всех художественных ценностей. В исполкоме Ленгорсовета собралось экстренное совещание для решения вопроса: где все это хранить? Слова попросил пожилой человек, бывший артиллерийский офицер. Он предложил сохранить все в Исаакиевском соборе, потому что немцы, начав обстрел Ленинграда, выберут купол собора как ориентир и постараются сохранить это самое высокое здание города для пристрелки.

Офицер оказался прав, собор так ни разу не был подвергнут прямому арт-обстрелу. Но все же собор задело. При обстреле один из снарядов попал в юго западный угол, в нескольких местах была пробита кровля, пострадали скульптуры южного портика, колонны и ступени западного фасада получили выбоины. Там же висит табличка: "Это след от одного из 148478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду".

В условиях блокады здание не отапливалось и зимой стены промерзали, а с наступлением лета оттаивали и по ним текли потоки воды. Вскоре образовалась плесень. Вследствие нарушения температурного режима декоративное убранство стало разрушаться. От сырости пострадала мраморная облицовка, на ее загрязненной поверхности появились трещины, куски камня выпадали. Испортился гипсовый орнамент, исчезла позолота, мозаики покрылись плесенью. В наиболее плачевном состоянии оказалась живопись. Потрескавшийся красочный слой отваливался от потолка, от стен живопись сходила со штукатуркой.

1960-е годы проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Внутри храма был установлен маятник Фуко (в настоящее время демонтирован), который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли.

31.Сенатская площадь и ​Здание Сената и Синода

​Здание Сената и Синода — памятник архитектуры в стиле позднего классицизма. Возведены в 1829–1834 годах. Два крыла соединены триумфальной аркой, перекинутой над Галерной улицей. Первоначально были построены для двух государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительствующего Синода. Последний крупный проект архитектора Карла Росси.

С 1925 до 2006 года в помещениях находился Российский государственный исторический архив. В  настоящее время размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации и Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.

Сенатская площадь является одной из самых старых площадей Санкт-Петербурга - начала формироваться уже в 1704 году. Изначально носила название Исаакиевская площадь, происходившее от Исаакиевской церкви, находившейся на месте современного Исаакиевского собора. Название Сенатская получила в 1763 году после размещения на ней правительственного учреждения Сената.

Но наибольшую известность площади принесло вовсе не размещение на ней правительственных учреждений и даже не знаменитый памятник Петру-I “Медный Всадник”, а восстанием декабристов — попыткой государственного переворота 14 (26) декабря 1825 года. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов по своим целям и имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним эпохи правления Николая I.

Декабристы решили помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю. Восставшие войска должны были занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость, царскую семью планировалось арестовать и при определённых обстоятельствах убить. Для руководства восстанием был избран князь Сергей Трубецкой.

После этого планировалось потребовать от Сената опубликовать всенародный манифест, в котором провозглашалось бы “уничтожение бывшего правления” и учреждение Временного революционного правительства.  Депутаты должны были утвердить новый основной закон — конституцию. Если бы Сенат не согласился обнародовать народный манифест, было решено принудить его к этому силой. Манифест содержал в себе несколько пунктов: учреждение временного революционного правительства, отмену крепостного права, равенство всех перед законом, демократические свободы (прессы, исповеди, труда), введение суда присяжных, введение обязательной военной службы для всех сословий, выборность чиновников, отмена подушной подати.

14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь офицеры-декабристы вывели около 3 тыс. солдат. Однако за несколько дней до этого Николай был предупреждён о намерениях тайных обществ. Сенаторы уже в 7 часов утра принесли присягу Николаю и провозгласили его императором. Трубецкой не появился. Восставшие полки продолжали стоять на Сенатской площади, пока заговорщики не могли прийти к единому решению о назначении нового руководителя.

На площади собралась большая толпа жителей Петербурга и основным настроением этой огромной массы, которая, по свидетельствам современников, исчислялась десятками тысяч человек, было сочувствие восставшим. В Николая и его свиту бросали поленья и камни. Образовались два “кольца” народа — первое состояло из пришедших раньше, оно окружало каре восставших, а второе кольцо образовалось из пришедших позже — их жандармы уже не пускали на площадь к восставшим, и они стояли позади правительственных войск, окруживших мятежное каре.

Николай, как видно из его дневника, понял опасность этого окружения, которое грозило большими осложнениями. Он сомневался в своём успехе, “видя, что дело становится весьма важным, и, не предвидя ещё, чем кончится”. Было решено подготовить экипажи для членов царской семьи для возможного бегства в Царское Село. Позднее Николай много раз говорил своему брату Михаилу: “Самое удивительное в этой истории — это то, что нас с тобой тогда не пристрелили”.

Николай послал для убеждения солдат митрополита Серафима и киевского митрополита Евгения, героя Отечественной войны 1812 года, генерал-губернатора, графа Михаил Милорадович. Но безрезультатно, митрополитов прогнали прочь, а Милорадовича вообще застрелили.  Солдат безуспешно пытались привести к повиновению полковник Стюрлер и великий князь Михаил Павлович. Затем восставшими была дважды отбита атака конногвардейцев под предводительством Алексея Орлова

Тогда Николай окружил восставших правительственными войсками, более чем вчетверо превосходящими по численности.  Против восставших солдат было собрано 9 тыс. штыков пехоты, 3 тыс. сабель кавалерии, итого, не считая вызванных позже артиллеристов (36 орудий), не менее 12 тыс. человек. Из-за города было вызвано и остановлено на заставах в качестве резерва ещё 7 тыс. штыков пехоты и 22 эскадрона кавалерии, то есть 3 тыс. сабель, то есть всего в резерве стояло на заставах ещё 10 тыс. человек.

Николай боялся наступления темноты, так как более всего он опасался, чтобы “волнение не сообщилось черни”, которая могла проявить в темноте активность. Со стороны Адмиралтейского бульвара появилась гвардейская артиллерия. По каре был сделан залп холостыми зарядами, не произведший эффекта. Тогда Николай приказал стрелять картечью. Первый залп был дан выше рядов мятежных солдат — по “черни” на крыше здания Сената и крышах соседних домов. На первый залп картечью восставшие отвечали ружейным огнём, но потом под градом картечи началось бегство. По свидетельству В. И. Штейнгеля: “Можно было этим уже и ограничиться, но было сделано ещё несколько выстрелов вдоль узкого Галерного переулка и поперёк Невы к Академии художеств, куда бежали более из толпы любопытных!”. Толпы восставших солдат бросились на невский лёд, чтобы перебраться на Васильевский остров. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат в боевой порядок и идти в наступление на Петропавловскую крепость. Войска построились, но были обстреляны из пушек ядрами. Ядра ударялись о лёд и он раскалывался, многие тонули. К ночи с восстанием было покончено. На площади и улицах остались сотни трупов. Всего погиб 1271 человек, но это только официальная статистика, так как раненые, которые успели убежать, скрывали свои ранения, боясь преследования, не обращались к докторам, и умирали без медицинской помощи.

Арестованных декабристов привозили в Зимний дворец. Сам император Николай выступал в качестве следователя, к следствию было привлечено 579 человек.

В советские годы это трагическое событие даже отражалось в названии самой площади: с 1923  по 2008 - Площадь Декабристов.

32. Медный всадник

 

Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Своим названием “Медный всадник” обязан одноимённому произведению А. С. Пушкина (хотя на самом деле изготовлен из бронзы): Потерявший в наводнении 1824 года свою возлюбленную Парашу чиновник Евгений в беспамятстве бродит по Петербургу. Наткнувшись на памятник Петру Великому, герой понимает, что именно государь виноват в его бедствиях — он основал город на месте, подверженном наводнениям и чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем. Несётся ли бронзовый истукан в больном сознании чиновника или в реальности — неясно.

Памятник был торжественно открыт 7 (18) августа 1782 года. На вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: “Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя…” Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и лёгкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит “всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние”. Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем. Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает “враждебные силы”. И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

 Надпись на постаменте гласит: “ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782”, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследия между деяниями Петра и собственной деятельностью. На одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись “Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года”.

Уникальным является Гром-камень, весом 2400 тонн, на котором установлен памятник – это самый большой монолит когда-либо перемещавшийся человеком. Найти камень для монумента сразу не удалось, и тогда в газете было опубликовано обращение к частным лицам. Подходящий камень был указан казённым крестьянином Семёном Григорьевичем Вишняковым, давно знавшим о глыбе в окрестностях деревни Конная Лахта. После того, как его извлекли из земли, котлован заполнила вода, и образовался водоем, сохранившийся до настоящего времени - Петровский пруд.

По приказу Екатерины камень должен был быть доставлен на место целым. Работавшие на камне каменотёсы лишь придавали ему надлежащую форму. Началу перевозки камня соответствовала серьёзная подготовка. Для его извлечения потребовалась работа тысяч людей, для проживания которых была построена деревня. Был разработан технологический процесс подъёма камня с помощью рычагов и домкратов для подведения под него платформы. При этом специально были приняты меры по страховке камня от его падения при аварии. В итоге камень был установлен на деревянной платформе, перекатываемой по двум параллельным желобам, в которые были уложены 30  шаров из сплава на основе меди. Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть.

Эта уникальная операция продолжалась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года. Камень был доставлен на берег Финского залива, где для его погрузки соорудили специальную пристань. При малой воде остатки этой пристани можно видеть у берега и сейчас. Транспортировка камня по воде началась только осенью  на специально построенном судне. Гигантский “Гром-камень” при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предусмотрительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег. В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью “Дерзновению подобно”.

Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. “Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!”. Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается “тяжело-звонкое скаканье”. Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Есть предположение, что эта легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”.

Еще одна легенда восходит к мемуарам баронессы фон Оберкирх. Баронесса подробно описывает обстоятельства, при которых сам будущий император Павел I публично, хотя и против своей воли, рассказал эту историю. Имея в виду высокую достоверность мемуаров, основанных на многолетних дневниковых записях и дружбу между баронессой и Марией Фёдоровной, супругой Павла, вероятнее всего, источником легенды действительно является сам будущий государь.

Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался человек, завернутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошел рядом с ними. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: “С нами кто-то идет рядом”. Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Вдруг призрак заговорил: “Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие”. Затем призрак пошел впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине Сенатской площади, он указал место будущему памятнику. “Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь”. И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра.

В своих мемуарах Г. фон Оберкирх сообщает, что мертвенная бледность покрыла лицо Павла, при чтении письма из Петербурга, в котором сообщалось о торжественном открытии памятника Петру Великому, известного впоследствии как Медный всадник.