Дворцово-парковый ансамбль “Петергоф”

Одной из достопримечательностей, которые непременно надо посетить во время визита в Санкт-Петербург, является летняя царская резиденция Петергоф! Даже если вы равнодушны к дворцовой архитектуре, то парк и фонтаны навсегда останутся в Вашем сердце – будьте уверены! По своей красоте и величию парковый комплекс однозначно затмевает своего прародителя – французский Версаль. Для поездки лучше всего выбрать солнечный день, когда все играет и переливается в солнечных лучах.

По воде

Если бюджет Вашего путешествия позволяет, то рекомендуем отправиться туда (хотя бы в одну сторону) на теплоходе “Метеор” – тогда Вы попадете в комплекс со стороны Финского залива и парк предстанет во всей своей удивительной красе: уже на подходе к причалу откроется незабываемый вид на главный каскад и фонтанный комплекс, которые были задуманы, чтобы поражать своей красотой проплывающих на кораблях.

Теплоход отправляется прямо из самого центра Петербурга. Дешевле у компании “Петергоф-Экспресс”, ее причал находится у Дворцового моста (спуск со львами), тел. +7 (812) 320-08-77. Стоимость билета на 1 взрослого составляет 700 руб. По соседству, рядом с Зимним Дворцом (Эрмитаж), расположен причал компании “Водоходъ”, телефоны: (812) 740-58-58, 8-800-555-05-05, билет стоит 750 руб.

Общественным транспортом

Приехать в Петергоф можно на автобусе или маршрутном такси:

- от станции метро "Автово" необходимо перейти по подземному переходу на противоположную сторону проспекта Стачек, далее маршрутное такси № 224, № 300, №424, № 424-А; и муниципальный автобус №200, №210

- от станции метро "Ленинский проспект" выйти на Ленинский проспект к универмагу Нарвский, далее из метро налево по переходу к маршрутному такси № 103 (К-224) или на противоположной стороне Ленинского проспекта маршрутное такси № 420.

- от станции метро "Проспект Ветеранов" идет маршрутное такси № 343, № 639-б

- от станции метро “Балтийская” идет маршрутное такси № 404

Так же можно добраться на электричке с Балтийского вокзала (станция метро “Балтийская”) или платформы Ленинский пр., до железнодорожной станции Новый Петергоф (направление “Калище”, “Ораниенбаум”, “Краснофлотск”).  Но ж/д станция расположена далековато от парка и придется много пройти пешком (около 3 км.), а ноги лучше поберечь для парка. Если выбрали этот способ, то можно проехать от вокзала в Новом Петергофе на автобусах: № 344, 348, 350, 351, 352,355, 356.

На автомобиле 

Конечно же, приехать в Петергоф можно на своем автомобиле.  Для начала отметим, что Петергоф находится с юго-западной стороны города. Т.е. если Вы хотите заскочить по пути на слет, или при возвращении с него, то Вам необходимо выбрать западное полукольцо – то, что идет через дамбу и Кронштадт.

Итак, двигаясь по КАД необходимо съехать по указателю “Петергоф” при движении на слет (со стороны города) или по указателю “Петергоф” при возвращении  (со стороны дамбы и Кронштадта).

Самое сложное – это запарковаться в высокий сезон. Есть спецальная платная стоянка [1], но свободные места на ней есть не всегда. Для бесплатной парковки подходит ул. Разводная (на схеме места бесплатных парковок обозначены голубыми линиями), если повезет, то встать на ней можно даже ближе к входу в парк, чем на платных. Но чаще всего приходится уезжать по ней от парка в обратную сторону ближе к бульвару Разведчиков, а иногда даже за него.  Есть еще одно место для бесплатной парковки, но о нем мало кто знает, а поэтому чаще всего там есть место: небольшой дворик [2] на углу Санкт-Петербургского пр. и ул. Разводная. Так же иногда есть место рядом с рестораном, прямо напротив центальной аллеи верхнего сада [3]

О дворцово-парковом ансамбле “Петергоф”

В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль, и было начато строительство в Стрельне. Однако для круглосуточного функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до отметки примерно 10 метров над уровнем моря, а это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки. Способные решить проблему гидротехнические сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт, идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность устройства “водных феерий” в Стрельне и перенести строительство в Петергоф смог талантливый инженер и гидротехник Б. Миних. В отличие от Марли и Версаля, где соорудили дорогостоящие водовзводные (то есть поднимающие на высоту воду) устройства, здесь вода спускается самотеком по каналу за счет естественного наклона местности к морю, образуя фонтанный водовод — замечательное создание русской гидротехники XVIII — первой половины XIX века. Путь воды к фонтанам начинается от множества мелких источников, питающих несколько крупных ручьев, стекающих с Ижорской возвышенности.  

История сооружения и совершенствования фонтанного водовода неразрывно связана с основанием и развитием всей петергофской резиденции. Первоначально, в 1715—1718 годах, Петр предполагал соорудить Большой каскад и несколько фонтанов и снабжать их водой, накопленной в бассейне вблизи Верхнего сада. Наполнять этот бассейн должны были две речушки из соседнего болота.  Сейчас длина всех каналов составляет 40 километров. Площадь 18 прудов-водохранилищ — около 100 гектаров, с объемом более 1 миллиона 300 тысяч кубометров. Для регулирования поступающей с Ропшинских высот воды построено 22 шлюза. Собранная в прудах-резервуарах на верхней террасе вода по подземным трубам устремляется к четырем группам фонтанов и каскадов Нижнего парка. Пруды и каналы водовода органически вписаны в композицию парков.

В годы Великой Отечественной войны фонтанный водовод получил тяжелейшие повреждения. Возрождение его потребовало значительных усилий, мастерства, опыта, энтузиазма. Восстановленный в основных своих частях, водовод обеспечивает ежедневное бесперебойное действие каскадов и фонтанов даже в самые засушливые годы.

Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. Дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья моря.

Верхний сад [6], имеющий площадь 15 га, был разбит при Петре I, который, известный своим практическим подходом ко всему, использовал сад как огород, в котором выращивались овощи. Современный облик Верхний сад приобрел ко второй половине XVIII века.

Большой Петергофский дворец  [6]— основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле “петровского барокко” в 1714-1725 годах был перестроен в 1747—1752 гг. для императрицы Елизаветы Петровны в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи.

В первые же дни фашистской оккупации в сентябре 1941 года во дворце был пожар, полностью уничтоживший интерьеры. В 1944 году, когда немецкие войска уходили из Петергофа, центральная часть дворца была взорвана.

Нижний парк [7], в плане представляющий собой удлиненный треугольник, растянулся с запада на восток вдоль кромки берега Финского залива на 2,5 километра, в то время как его протяженность с юга на север составляет всего 500 метров. В планировке четко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном.

По первоначальному замыслу в центре Большого каскада [8] должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсония странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней. Фонтан-монумент был установлен в 1735 году.

Фонтан сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя Самсона утрачена и воссоздана после войны.

Воронихинские колоннады [9] (1800-1803) получили свое название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз. Входы стерегут гранитные львы.

Дворец Марли [10] — 

главное сооружение западной части Нижнего парка, получил название Марли от резиденции французского короля Людовика XIV в 

Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году, и предназначался для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII века он был превращен в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток. Дворец стоит на искусственной перемычке между прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток очень изысканный и изящный.

Во время войны был полностью разрушен. Воссозданный дворец был открыт для посетителей только в 1982 году.

Дворец Монплезир [11], в переводе с французского ( mon plaisir) означает “моё удовольствие” — так назвал его Пётр I. Расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг.

Монплезир был любимым дворцом Петра I — внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность. К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объем здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые — Кабинет и Спальню Петра Великого.

После смерти Петра I дворец превратился в своеобразный музей, посвящённый императору — после его кончины здесь ничего не менялось. В настоящее время в Монплезире представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков (картины приобретены самим императором). В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках-консолях, как и в XVIII веке, выставлена коллекция китайского фарфора.

В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но разрушен не был.

Екатерининский корпус [12] был построен при Елизавете Петровне по проекту архитектора Ф. Растрелли в стиле барокко и состоял из двух зданий, соединенных между собой галереей: каменного корпуса для проведения балов и приемов и деревянного жилого флигеля. В этом флигеле жила Екатерина II в бытность супругой наследника престола Петра Федоровича. Именно отсюда она отправилась в Петербург для провозглашения себя императрицей в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Так корпус получил свое название.

Внутреннее убранство окончательно оформилось в царствование Александра I. В XIX веке в корпусе останавливались гости, проводились балы.

В годы Великой Отечественной войны деревянный флигель сгорел, а каменный получил очень сильные повреждения. В настоящее время в восстановленном здании открыт музей, посвященный искусству первой четверти XIX века.

Каскад “Золотая гора” [13] назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Расположен около дворца “Марли”.

Каскад “Шахматная гора” [14] расположенн на склоне террасы, с чёрно-белыми, “шахматными” плато. На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Фонтан “Пирамида” [], находящийся в  восточной части Нижнего парка, в боковой аллее, поражает своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I, будучи во Франции, обратил внимание на водомет в виде трехгранного обелиска. В 1721 году, после окончательной победы над шведами, он вспомнил об этом водном монументе и поручил повторить версальский проект. Эффект пирамиды достигался путем последовательного уменьшения диаметра 505 медных трубок по мере приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал, и соответственно росла высота струи.

ВложениеРазмер
Схема дворцово-паркового ансамбля Петергоф [JPG]1.19 МБ