Аэродром Гирвас

Благодарим за предоставленную информацию центр активного туризма и автоспорта "Авиатор"

Недалеко от поселка Гирвас находится старый заброшенный аэродром. Многие ездят туда за грибами, здесь проходят Автофестиваль "Гирвас", слеты байкеров, рок-фестивали, учатся водить машины начинающие автолюбители… Но мало кто знает о самом аэродроме и его непростой истории. Каких только небылиц можно прочитать в Интернете: о посадке самолетов с контрабандным товаром из Китая, и якобы существующих до сих пор подземных ангарах. Что же было здесь на самом деле? В XX веке более пятидесяти лет Гирвасский аэродром использовался по прямому назначению – для взлета и посадки военных самолетов.

Военный полевой аэродром недалеко от поселка Гирвасе начали строить в 1940 году. Была подготовлена взлетно-посадочная полоса для самолетов У-2 и других маленьких самолетов, а в 1941 году было решено удлинить и расширить полосу для самолетов СБ - скоростных бомбардировщиков. Рядом с аэродромом построили столовую и несколько тесовых домиков под штабы, расчистили стоянки для самолетов. Аэродром готовили для 72 авиаполка, базирующегося на аэродроме Бесовец, так как две эскадрильи должны были на летний период выйти в лагеря. Но на кануне войны, в мае 1941 года на Гирвасский аэродром из Бесовца перелетела только одна эскадрилья капитана Подмазова А.П. в составе одиннадцати экипажей. В конце июня и другие эскадрильи полка были перебазированы на Гирвасский аэродром. В годы войны взлетная полоса располагалась поперек современной «взлетки», т.е. с севера на юг. По воспоминаниям летчиков полка, базировавшихся на этом аэродроме, он выглядел следующим образом: «одна из окраин аэродрома примыкала к большому озеру, а с трех остальных сторон аэродром окружал невысокий сосновый лес. Все самолеты, автотранспорт, землянки для людей, все было рассредоточено и замаскировано в ближайшей полосе леса, вплотную примыкавшей к аэродрому. Единственное здание, имевшееся на опушке леса, было занято под столовую для летного и технического состава». Самолеты взлетали в зависимости от ветра – в сторону озера Пальи, или в сторону реки Суна.

С Гирвасского аэродрома летчики совершали боевые вылеты на скоростных бомбардировщиках «СБ». Но в начале войны эти самолеты уже не оправдывали своего названия – скоростные, так как их предельная скорость составляла 440 км в час, когда скорость «мессершмитта» - 600 км. в час. Вторым недостатком СБ было слабое стрелковое вооружение. В первые месяцы войны наша авиация несла большие потери. Часто на родной аэродром самолеты возвращались изрешеченными, а летчики раненными. Умерших от ран хоронили недалеко от взлетной полосы. На аэродроме погребены многие экипажи.

В связи с наступлением финнов, 29 сентября 1941 года полк получил приказ перебазироваться на другой аэродром. Утром летный состав и часть технического состава улетели на самолетах на восточную сторону Онежского озера. Последние оборонительные бои за поселок Гирвас и аэродром произошли 13-14 октября 1941 года. В годы оккупации Гирвасский аэродром использовали финские летчики. Здесь были построены ангары для самолетов, жилые помещения, склады и авиамастерские. На аэродроме базировались истребители Брустер «Буффало». В конце августа 1942 года воздушная разведка Карельского фронта выявила на аэродроме Гирвас двенадцать неприятельских самолетов. 1-2 сентября наша авиация совершила несколько налетов на аэродром Гирвас. При отступлении финны его заминировали.

Поселок Гирвас был освобожден бойцами 1068 стрелкового полка 313 стрелковой дивизии 2 июля 1944 года. Гирвасский аэродром вновь заняли наши войска. В 1944 году на аэродроме стояли палатки, летчики жили в землянках.

После Великой Отечественной войны аэродром в Гирвасе был перестроен: песчаный грунт был укатан щебенкой, новая взлетная полоса имела металлическое покрытие, позднее на часть взлетной полосы уложили асфальт, что сделало Гирвасский аэродром всепогодным и пригодным для тяжелых реактивных самолетов.C 1951 года по 1958 год на Гирвасском аэродроме базировалась 108 отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (ОРАЭ). Эскадрилья имела на вооружении самолеты ИЛ-28. Совместно с ИЛ-28 до 1958 года на аэродроме базировались истребители разведчики МиГ-15, имевшие аэрофотосъемочную аппаратуру для ведения воздушной разведки. В 1958 году произошло переформирование 108-й разведэскадрильи в разведполк. Истребители МиГ -15 были переброшены из Гирваса в другие районы страны, а на Гирвасский аэродром был переведен полк из Читы. Теперь это был отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк (ОГРАП). Задачей воинской части на случай военных действий было обеспечение войсковых соединений в Карелии и на Кольском полуострове разведданными о противнике. Ежедневно летчики вели учебно-боевую подготовку: летали на учебное фотографирование, воздушную стрельбу по конусу. Летчики в 1957 году фотографировали девственную тайгу площадью около одной тысячи квадратных километров в районе железнодорожной станции Плесецк. Это была самая первая фотосъемка местности для строительства космодрома космических войск СССР. Летали также самолетами-целями на Москву и Ленинград для проверки противовоздушной обороны городов. Периодически вели радиолакационную разведку в западном направлении на глубину до полутора тысячи километров. Летали по заявкам артиллерии противоздушной обороны, воинская часть которой располагалась в районе Пряжи. Артиллеристы вели стрельбу по самолетам боевыми снарядами, но прицеливались «зеркальным способом», снаряды рвались далеко от самолета, не причиняя никакого вреда.

В мирное время полеты на военных самолетах тоже были связаны с риском. Три экипажа, поднявшиеся в воздух с Гирвасского аэродрома, погибли при исполнении служебного долга. Первая катастрофа произошла 27 мая 1957 года. Чтобы не упасть на дома самолет отвернул вправо, так в правом крене и столкнулся с землей. Экипаж хоронили с воинскими почестями всем поселком на гирвасском кладбище.

11 декабря 1959 года упал и взорвался еще один самолет. Летчики, как видно катапультировались уже в последнюю минуту, так как тела их и один раскрывшийся парашют нашли недалеко от обломков самолета. В поселке Гирвас улица, на которой жила семья погибшего в этой катастрофе штурмана Русова, носит его имя, а на том самом месте, где упал самолет, стоит обелиск.

В 1960 году произошла катастрофа самолета Ил-28. Это был ночной полет, шел снежок, была низкая облачность, экипаж возвращался на аэродром после выполнения полетного задания. Локаторов и дальномеров тогда не было, по бортовому локатору точно определить расположение аэродрома было очень трудно. Очевидно, экипаж искал огни аэродрома, а низкая облачность и плохая видимость привели ночью к очень большому снижению, и самолет в режиме полета на скорости столкнулся с землей. Самолет упал в районе деревни Тивдии.

В связи с решением Правительства о значительном сокращении вооруженных сил в стране, в 1960 году воинская часть в Гирвасе была расформирована. Военные к осени покинули Гирвас, военный аэродром стал запасным для авиаполка, базирующегося на аэродроме Бесовец. Но здесь находилась воинская часть, обеспечивающая охрану, содержание взлетной полосы и всего оборудования в боевой готовности. Солдаты срочной службы жили в казармах при аэродроме, а в поселке была выделена квартира для командира части. Регулярно на аэродром прилетали эскадрильи из Бесовца, и истребители СУ-15 совершали с Гирвасского аэродрома учебные полеты. На аэродроме находился стартовый командный пункт, радиостанции ближнего и дальнего привода, взлетная полоса была оборудована свето-техникой – прожекторами диаметром 90 см. Все это позволяло обеспечить безопасный взлет и посадку истребителей СУ–15. С 1992 года аэродром не охраняется. В настоящее время территория аэродрома по прежнему находится в ведении Министерства обороны, он до сих пор считается запасным аэродромом, но по прямому назначению не используется.

Скрыть заголовок