Электричество. Сдвоенный АКБ. Зарядка АКБ

Среди автомобилей для путешествий очень популярным решением является установка двух аккумуляторных батарей (АКБ) на автомобиль. При этом ко второй, дополнительной, батарее подключаются вспомогательные потребители, которыми пользуются на стоянке: инверторы, холодильники, освещение, ноутбуки, телевизоры и т.п. При этом основная батарея отключается от бортовой сети на время стоянки и используется только для стартера. Во время движения батареи подключаются параллельно или через всевозможные устройства развязки. Во время движения, дополнительная АКБ должна заряжаться от генератора автомобиля. Хочу поделиться своим опытом, из которого следует, что такое решение не оптимальное. Все дело заключается в том, что генератор автомобиля не сможет зарядить сильно разряженную батарею до полной емкости. После первой же серьезной разрядки, АКБ всегда будет полупустая, несмотря на то, сколь долго она находится подключенной к генератору. Предполагаю, что использование АКБ в режиме постоянного значительного недозаряда и последующая работа в режимах близких к полной разрядке, будет приводить к её быстрой деградации. Понимаю, что большинство может написать, что они используют такую схему и у них все работает. Возможно, но хотелось бы узнать в этом случае, какими средствами измеряется емкость батареи и с чем она сравнивается? Лично я измерял количеством пройденных километров на лодочном электромоторе, а за отправную точку брал зарядку дома от сети 220В. Конечно, это не лабораторные испытания: волны и ветер создают значительное изменение условий, но чаще всего маршруты были циклические и если часть маршрута против ветра, то вторая часть по ветру. С лодочным мотором я использовал несколько разных аккумуляторов. И специальный тяговый, предназначенный для электромоторов, и обычные стартерные автомобильные. Суть моего личного опыта сводится к тому, что автомобильный генератор не может зарядить сильно разряженный АКБ до конца. Он его подзаряжает, но только чуть-чуть, в лучшем случае до половины емкости (здесь и далее имеется в виду эффективная емкость АКБ*). Для зарядки разряженного аккумулятора в полевых условиях пробовали подключать его как параллельно, так и вместо основного аккумулятора автомобиля, пробовали заряжать как на холостых, так и целый день катаясь с ним в движении. Автомобили кстати тоже менялись. Итог был один: если АКБ был сильно разряжен, то после его зарядки от автомобиля, следующий пробег сокращался минимум вдвое, по сравнению с тем, когда АКБ был заряжен дома при помощи зарядного устройства от сети 220В. Последний мой эксперимент был с реле регулятором, у которого регулировалось напряжение генератора – так называемый трехрежимный реле-регулятор. Мне удалось добиться того, что АКБ заряжался лучше, но все равно, даже по оптимальной схеме получить полного заряда не удавалось. Улучшение не сильно превышало погрешность измерений. Оптимальная схема заряда такова: сначала АКБ заряжался в нормальном режиме, и на повышенное напряжение регулятор переключался только тогда, когда ток заряда падал до 1А. После переключения ток заряда снова возрастал, но не надолго, затем снова падал до 1А. Я переключал назад на норму, ток оставался на уровне 1А, и какое-то время АКБ заряжался еще малым током, после чего падал почти до 0 и повышение напряжения не приводило к его увеличению. В итоге на аккумуляторе , заряженным таким образом, удавалось пройти до 70% от “домашней” зарядки. Но такая схема очень утомительна тем, что надо постоянно следить за тем, как заряжается АКБ. Первые эксперименты с постоянным использованием регулятора на повышенном напряжении привело к тому, что был угроблен один из подопытных АКБ. Он очень быстро деградировал. Является ли причиной повышенное напряжение или же он просто устал – непонятно, но смерть наступила подозрительно быстро. После этого с максимальным напряжением стал осторожничать и все время следить за зарядкой. Кроме всего прочего, как мне кажется, зарядка от автомобильного генератора вообще не полезна сильно разряженным аккумуляторам. При подключении на зарядку, АКБ в первой части заряжается очень сильными токами, порядка 25-30 ампер – и это вряд ли продлевает им жизнь! Теперь о том, чем я пользуюсь. Для зарядки в домашних условиях у меня появилось многоступенчатое зарядное устройство Ctek. Его максимальный ток заряда всего 5А. И со временем я заметил, что после некоторых циклов его использования, пробег увеличился даже по сравнению со старым зарядным устройством, которое имело максимальный ток заряда 15А. Обычно я выставлял зарядный ток около 8А, что составляло 10% от емкости аккумуляторов, как сказано в инструкции к З/У. Сказывается малый ток заряда или многоступенчатость – не знаю, но скорее и то, и другое. Для зарядки от автомобиля в походных условиях было приобретено зарядное устройство Беркут (SmartPower SP-Car), предназначенное для зарядки АКБ от автомобильного прикуривателя.. Результат работы этой схемы – до 80% пробега от зарядки Ситеком: не сильно лучше, чем генератором с трехрежимным реле-регулятором. Но здесь все происходит в автоматическом режиме и не надо следить за током зарядки, а главное что нет запредельных зарядных токов, максимальный - 7А (По паспорту). Конечно, оно подходит только для зарядки АКБ во время ходового дня, т.е. когда автомобиль все время в движении – не будешь же весь день тарахтеть двигателем в лагере. Но надо отдать должное, даже в этом случае, на холостом ходу, он должен зарядить АКБ до своего максимума, ведь напряжение на выходе не зависит от напряжения питания. Собственно всё это - сугубо мой личный опыт, не удивлюсь, если у кого-то есть и другие наблюдения на эту тему. Теоретическая часть вопроса отсутствует, ввиду того, что физико-химические процессы, протекающих непосредственно в АКБ во время зарядки есть темный лес. Если кто-то может простым и понятным языком объяснить, почему так происходит – буду рад почитать и расширить свои знания в данной области. PS: Давно уже хочу перейти на солнечные зарядные устройства, но пока не получается. Причина банальна – отсутствие финансов на эти игрушки. __________________ * - Под эффективной емкостью подразумевается та часть заряда АКБ, которую можно использовать на пользу дела. После того как АКБ села и мотор уже не тянет, в ней еще остается какая то часть заряда, и если “доить” по капле, наверное еще можно наскрести какой-то процент отличный от нуля, но при всех указанных замерах, он не учитывается. За “ноль” емкости берется ситуация, когда мотор не тянет и требуется замена АКБ.

Скрыть заголовок

Комментарии

Рекомендую зарядное

Рекомендую зарядное устройство smart power car_to_car, оно позволяет зарядить второй АКБ от штатной сети автомобиля.

Спасибо. У меня есть такое, о

Спасибо. У меня есть такое, о нем я даже писал в этой статье и приводил на него ссылку.