О голубизне светодиодного света

Думаю, что многие обращали внимание на то, что светодиодный свет имеет характерный голубой оттенок. Есть, конечно, любители поспорить о том, что именно этот цвет и является белым, но тут имеет смысл перейти к понятию цветовой температуры, в которой понятия белый цвет - нет вообще. Голубизна светодиодов связана с тем, что значение этого параметра несколько выше, чем у привычных ламп накаливания, которые отдают желтизной.  Если о таких недостатках как высокая стоимость и необходимость специальных линз, формирующих пучок света, сказано уже много, то о недостатках, связанных с температурой цвета источников света многие не знают, а продавцы всяческим образом старательно замалчивают их.
 
Дело заключается в том, что восприятие человеком света с различной цветовой температурой разное. Человеческий глаз хорошо адаптируется и к различной яркости и типу освещения благодаря тому, что помимо зрачка за зрение отвечают два типа рецепторов, которые называются "колбочки" и "палочки".  Но они имеют не только  разную чувствительность по яркости, но и разное восприятие цвета. Для того, чтобы освещение было комфортным необходимо соблюдать баланс яркости освещения в зависимости от цветовой температуры источника света. Поэтому высокая яркость светодиодных ламп, которой так любят оперировать продавцы и владельцы светодиодного света - это далеко не преимущество, а крайняя необходимость. 
 
Эмпирическим путем был составлен график комфортного восприятия человеком цветовой температуры в зависимости от яркости освещения, который носит имя своего создателя - кривая комфорта Круитхофа:

На графике представлена кривая минимальных значений уровня освещенности для различных цветовых температур, из которого следует, что чем выше цветовая температура, тем ярче должна быть освещенность. Чтобы освещение было комфортным для галогенового света температурой 2700К яркость должна составлять не менее 80 лк.; для ксенонового света 4200К - уже не менее 250 лк., а для светодиодов, чья температура 5000К и выше, минимальные значения приближаются к 500 лк!

 
Это же подтверждается и на практике. В интернете можно встретить различные отчеты владельцев автомобилей, которые экспериментировали с установкой светодиодных ламп в головной свет. На основании этих отчетов можно сделать вывод, что с лампы мощностью 30Вт хоть и светят хорошо, но не устраивают владельцев и они рекомендуют лампы мощностью 50Вт.  Теперь давайте вспомним о том, что стандартные автомобильные галогеновые лампы имеют мощность 55Вт, и в большинстве своем всех устраивают, несмотря на значительно меньший световой поток.  Путем нехитрых математических расчетов имеем в результате экономию всего в 10%.  
 
10% - это тоже хорошо, скажете Вы. Да конечно, это прекрасно, когда Вы получаете такую скидку в магазине по карте постоянного покупателя, но когда идет речь про головной свет - это сущие копейки. Если попытаться перевести эту экономию в литры топлива и рубли, то Вы не сможете ее даже замерить и уж тем более окупить приобретение дорогих ламп.  
 
Еще одним неприятным эффектом, появляющимся  с повышением цветовой температуры, является увеличение рассеиваемости света атмосферой. Т.е. голубой свет имеет меньшую способность к проникаемости, что становится критичным при тумане, дымке и осадках.  Этот факт легко подтвердить на простом примере, не вдаваясь в глубины физических процессов о длинах волн: вечером, когда солнце клонится к закату, оно освещает все лучами более низкой цветовой температуры (желтого цвета).  Связано это с тем, что лучам приходится проходить через бОльшую толщу  атмосферы, нежели днем, и синяя часть солнечного света рассеивается, не доходя до наблюдателя.  
 
Таким образом, установка светодиодных ламп в противотуманные фары вообще не имеет никакого смысла, за исключением случаев использования оных вместо дневных ходовых огней. 
 
Ну и в довершение поставим под сомнение еще один "козырной" факт всех любителей голубизны - безопасность.  Многие ошибочно считают, что чем ярче будет свет их фар, тем безопаснее их движение. С пеной у рта любители светодиодов доказывают это на различных интернет-конференциях.  Как уже писалось выше, человеческий глаз хорошо адаптируется, поэтому с увеличением яркости головного света снижается и визуальная чувствительность. Водитель перестает реагировать на не яркие, но очень важные объекты: габаритные огни припаркованного на обочине автомобиля; свет фонарика велосипедиста; темный силуэт пешехода, слабо освещенного одиноким тусклым уличным фонарём.  Все эти объекты перестают попадать в область чувствительности глаза, адаптированного под яркий головной свет. В результате водитель увидит эти объекты, только тогда, когда они будут освещены его сверхмощным и "безопасным" головным светом, но очень часто бывает, что это случается слишком поздно.   
 
Сюда же, к безопасности, можно добавить ослепление встречных водителей светом повышенной яркости в фарах, которые обычно неприспособленны для светодиодных ламп и не имеют правильной формы светового пучка. Вы уверены, что ослепленный водитель более безопасен?  
 
К сожалению, почему-то понты дороже всего: денег, здравого смысла, безопасности: Если почитать интернет, то многие любители светодиодного тюнинга любят рассуждать на тему невоспитанности на дорогах - начните с себя, уважайте других участников движения и тогда другие станут уважать вас. А если вы слепите всех встречных, то почему удивляетесь, что из другой машины к вам прилетают шкурки от бананов?