Куда рулит кастер

Давно хотел написать про этот случай, но как-то все руки не доходили. Началось всё достаточно банально - мне в очередной раз высказали, что трассы наших соревнований ущемляют участников на длиннобазных автомобилях, так как им приходится сдавать назад, чтобы вписаться в поворот, а это значительно увеличивает время и отыграть назад его уже не получается, как не старайся. Если кто не в курсе - я с сотоварищами уже больше 10 лет занимаюсь организацией приключенческих соревнований для внедорожников в стандартной комплектации (не подготовленных) под названием "Паркетник-Кантри".
 
И если подобные упреки раньше приходилось слышать исключительно от владельцев пикапов, и вся дискуссия сводилась к предназначению автомобилей и рассуждениям на тему о невозможности создания универсального автомобиля без ущерба для характеристик, то на сей раз упрекал Патриотовод! 
 
Я быстро парировал шаблонной фразой о том, что при достаточных навыках управления автомобилем УАЗ Патриот все трассы проходятся на стандартном  автомобиле без включения задней передачи. Но владелец не унимался, стоял на своем и клятвенно обещал мне доказать, что я не прав. Прошло некоторое время, и мы вновь оказались на той же территории. За это время я уже и забыл про эту историю, но мой оппонент помнил, и, улучив момент, принялся мне вновь доказывать с упорством. В какой-то момент я  решил, что проще один раз показать, чем что-то доказывать на словах.  Сажусь в свою машину и прохожу трассу от старта до финиша на своем Патриоте, не сдавая назад, так как я это многократно делал при подготовке трассы. 
 
- У тебя машина подготовленная, вот смотри!
 
Не успел я что-то возразить, как второй Патриот уже мчался по колее, и действительно, на одном из поворотов упёрся бампером в сосну, и не на 3-5 сантиметров, а почти на половину бампера - номерным знаком, несмотря на то, что заходил в поворот четко по моим следам. Заглядываю под его машину, а там блестят свежим хромом поворотные кулаки.
 
- У меня машина хоть слегка и подготовленная, но подвеска стандартная, а вот у тебя модернизирован передний мост
 
- Абсолютный стандарт!
 
- А вот это что?     
 
- Так это просто кулаки заменили на "правильные", когда шкворни полетели.
 
- А кастер? 
 
- А что кастер, он же только заваливает колеса.
 
- Ага, заваливает. Только куда он их заваливает знаешь?
 
Оказалось, что куда знает, но не догадывается, что при этом завале ухудшается маневренность автомобиля, увеличивая радиус поворота.
Так располагаются полностью повёрнутые колеса при кастере 0 град.:

 
Представьте себе автомобиль, у которого кастер = 90 градусам. Если бы такие автомобили существовали, то при повороте руля они никуда бы не поворачивали, т.к. плоскость поворота колес была бы перпендикулярно дороге:

 
В итоге, чем больше кастер, тем больше плоскость поворота колес уходит от плоскости дороги и тем больше становится минимальный радиус поворота автомобиля.  
 
Я не занимался расчетами изменения радиуса в зависимости от кастера, но эксперимент, описанный выше, дает вполне наглядное представление насколько изменяется маневренность в реальных условиях эксплуатации автомобиля.  Тот факт, что увеличение кастера благоприятно сказывается на шоссейной управляемости автомобиля - бесспорен, но с другой стороны следует поднять вопрос о назначении автомобиля: для каких целей приобретается такая машина как УАЗ Патриот?  С моей личной точки зрения - это машина не для асфальта и поэтому такая важная характеристика как маневренность будет иметь приоритет над дорожной управляемостью. Полагаю, что создатели автомобиля считали аналогично и поэтому свели кастер к минимальным значениям.