День девятый: Дойти до моря и умереть!

 

- За сколько сделаешь? 
- За день сделаю. 
- А за два? 
- Ну... За... Сделаем и за два. 
- А за пять дней? 
- Ну, ежели постараться - можно и за пять. 
- А за десять? 
- Ну, барин, ты задачи ставишь! За десять 
  дён одному не справиться, тут помощник нужен! 

(Х/Ф <Формула Любви> Мосфильм 1984) 

Я сидел на скалистом берегу моря, и желание было именно такое - умереть! Ночь была прохладная, но с моря тянуло теплым ветром. Хотелось искупаться, но сил снять сапоги не было, а нужно было еще вернуться назад: "всего" каких-то 800 метров через поле с кочками и канавами, с травой выше человеческого роста, по заболоченной дороге, где каждый шаг ты проваливаешься по колено, туда, где осталась моя машина, которая сегодня уже никуда не поедет, туда, где сейчас рубятся ребята. А потом провести, если не сюда, на берег моря, то хотя бы на скалу в устье Руйги, где можно остановиться лагерем, четыре оставшихся "в бою" машины - ровно половина. Поэтому я ограничился тем, что умыл лицо водой. Соленая... 

Но все это будет позже, через 17 часов. А сейчас традиционный 8-и часовой подъем - утро самого длинного дня рейда. Сейчас, когда я пишу этот отчет, я даже засомневался, что это все было в один день, даже проверил по треку... 

Старт, как обычно, отбился на графика, на сей раз на 40 минут. Дорога вдоль ХижОзера с 2006-го года сильно преобразилась: вместо старых разрушенных мостов через мелкие ручейки, где мы подкладывали траки - теперь построены новые, сделаны новые гати и засыпаны песком заболоченные участки - это недалеко от места нашей стоянки идет строительство. Жаль, но, похоже, еще одним замечательным местом на нашей планете стало меньше... 

В Сумской Ям мы добрались к 13.20. Небольшой привал, фотографирование, поиск очередного клада с очередным приколом. В системе геокешинга GPS координаты можно получить автоматически, в виде файла для OZI Explorer и, если верить этим координатам, то тайник должен был находиться прямо на дороге. Перерыв все булыжники в округе, начали сверять: оказывается, координаты, данные в описании, не соответствуют тем, что указаны в файле. После исправления контейнер был найден на другом берегу реки! 

Памятная табличка "Здесь проходила первая государственная дорога в республике Карелия "Осударева Дорога" практически завалилась. Было принято решение это исправить. Табличка была вынута и установлена на то же место. Проблема заключается в том, что для установки используются деревянные столбы, которые подгнивают в месте контакта с землей. 

Естественно, мы не упустили случай сфотографироваться с ней на мосту через р. Сума. 

Почему табличка находится именно здесь? Все очень просто. Вокруг Осударевой дороги ходит много споров. Скептики ставят под сомнение возможность строительства трассы более чем на 170 верст и преодоление ее лейб-гвардейцами Преображенского и Семеновского полков с царской свитой, а также организацию волока двух малых фрегатов "Святой дух" и "Курьер" в течении 8-и ходовых дней! В общем-то, есть чему удивляться и что ставить под сомнение, тем более, что человек так устроен, что хлебом не корми - дай высказать свое мнение, чтобы показаться умнее. Сейчас, вон, под каждой удивительной фотографией написано "Это фотошоп"... 

В 2003-м году член Русского географического общества РАН Михаил Юрьевич Данков организовывает экспедицию, целью которой становится натурный поиск инженерно-строительных сооружений волока начала XVIII в. Параллельно ведется сбор и анализ народных преданий и легенд, этнографического и исторического материала, поиск архивных источников. В ходе историко-ландшафтного поиска участники экспедиции обнаружили прекрасно сохранившуюся просеку, о которой сообщалось в исторических письменных источниках. Еще в начале XX столетия писатель М. Пришвин отмечал, что сплошная стена леса на Сумпосадском тракте вдруг расступается, и "широкая просека, заросшая лишь чахлыми деревцами, кажется в этой глухой безлюдной местности следом громадного существа". 

Именно здесь, в трех километрах от урочища Петровский Ям, поисковая группа обнаружила деревянные конструкции гати, той самой летописной "мостовой настилки", уложенной "по зыбям, трясовинам, и лесам дремучим". Хорошо сохранившиеся сосновые бревна находились под двадцатисантиметровым слоем мха и представляли собой сплошной деревянный мост! Но, попасть туда нам не удалось... 

Через 1.5 километра от моста через Суму - отворотка на Патрикеевы Ламбины, она же - короткая дорога на ВирандОзеро. Крайне интересная дорога, проходящая серди болот по уникальным возвышенностям - хребтам, или, как их ещё называют, - сюрьгам. Колонну ведет Жив. За ним - я, потом Опаньки и Ужазик. Снижаем скорость перед поворотом. Слышен звук сильного удара. Затем и до меня докатывается. Если у вас есть автомобиль марки УАЗ, то не пожалейте денег - поставьте дисковые тормоза. В общем-то, в безобидной ситуации, благодаря отсутствию тормозов, Ужазик "впаял" в длинную ниву так, что повело кузов. Досталось и мне. Опаньковский силовой бампер производства гномосека попал чуть выше моего заднего бампера, разбив фонарь и замяв заднюю дверь. Теперь она не открывается, а раньше не закрывалась, из-за проблем с замком. Радикальный метод! 

Решили, что заедем в Беломорске в ГИБДД и оформим. Едем дальше. Дорога веселая: болото, гать... На выходе с гати нас встречает лесник, который сообщил, что дальше мы фиг проедем, ибо они разобрали аварийный мост через реку. Мостов там много, в большинстве своем все небольшие. Выясняем где и думаем насколько реально пройти там вброд. В разговор подключается Рейнжер - его уже 2 раза обломали со строительством моста: сначала там, где московский Алюляй не проехал, а потом и на Руйге, несмотря на то, что я обещал, что уж там-то точно переправу придется наводить... В общем, Рейнжер с Живом обещают леснику построить мост за 2 часа, причем с перилами и разводной, коль уж мы из Петербурга. На что дядечка сказал: "Чур-чур вас, сказано: месяца два-три. И никак нельзя ранее, а то без работы останемся". И между дел пригрозил уголовной ответственностью за каждое спиленное дерево. Итак, не видать нам Патрикеевых Ламбин как своих ушей. Уж если мы поедем, этот точно за нами увяжется и будет следить, чтоб не дай бог чего не спилили. Зато на обратном пути оторвались: посадили две машины и разнесли всю гать по бревнышку. Лесник бегал и причитал, что теперь ему оттуда не выехать. Короче говоря, отомстили по-полной, может быть, теперь мост быстрее построит - дорога то в две стороны ведет! 

Возвращаемся назад на грейдер и пылим в сторону Вирандозера, но не долго - ломается Ужазик. Ребята принимают решение идти тихим ходом в Беломорск на ремонт двумя машинами. Разгружаем Ужазик, разливаем бензин. Первым сказала свое "фи" на беломорский бензин моя машина, но к вечеру холостые перестают держать все карбюраторные машины и едут исключительно на подсосе. 

Поселок Вирандозеро находится в 10-и километрах от берега Белого Моря. Через поселок проходит железная дорога Архангельск-Мурманск. Железная дорога - единственное, что дает работу людям в поселке, причем с весьма достойной по тем меркам зарплатой: порядка 20 тысяч; но, по словам местной бабушки, за эти деньги надо работать, а работать никто не хочет. У магазина на нас набросились местные алкаши, и даже кому-то удалось выклянчить у наших 50 рублей, которые он тут же и отоварил. Так же, нам сообщили, что вдоль Руйги мы не дойдем до моря, что туда даже на Газ-66 не реально проехать и что оттуда никто не возвращался. Начали отговаривать нас всеми возможными способами и советовать ехать в Поповку. В Поповке мы были в 2006-м, когда не смогли пройти на Вардию по телеграфке со стороны Нюхчи, посему пойдем на Руйгу. Вирандозерский Алюляй пообещал, что нам до моста только дойти получится, а то, что мы через болото не сможем пройти - он "дал зуб". Жаль, на обратном пути он нам не встретился: очень плакала ручка моего хай-джека по его зубам... Спрашивали его - на чем можно было бы доехать, по его мнению, до места нашего назначения. Пришли к выводу, что ни на чем, причем, чем круче и проходимее технику мы ему называли, тем быстрее и категоричнее становился его ответ, что туда на этом не проехать. Дружно вспомнив "Формулу Любви" и сделав из всего этого вывод, что Нива самый подходящий автомобиль для такого путешествия - мы рванули далее... 

В 18.20 мы свернули с грейдера на дорогу, идущую вдоль Руйги. Достаточно бодро "проскакали" по кромке поля, на котором местные жители занимались заготовкой сена и въехали в лес. Сразу же началась глиняная колея, с большими лужами, хотя дождя не было уже несколько дней. Первая лужа, вторая, третья: Делаем остановку и переобуваемся в сапоги, заодно подтравливаем колеса. Лужи становятся все глубже. Жив улетает вперед, а я останавливаюсь поддернуть следующую за мной машину. По рации от Рейнжера идет коротко и лаконично: "Сполз в обрыв. Стою на тормозах. Могу свалиться в реку". Так, началось, дергать опасно - нужна лебедка. Проезжаю метров 100, прежде чем нахожу место для разворота. Пока разворачиваюсь и возвращаюсь, Рейнжера уже вынесли : на руках! Нет, всё-таки какой уникальный внедорожник - Нива. Может, в следующий раз рискнуть на Вардию на Нивах ? 

До моста через ручей, где большинство бросают машины и на море идут пешком - добрались быстро. Сам мост - "ни а чом": двигаем разъехавшиеся, забиваем пару скоб для верности - зачем народ тут ломился в брод по соседству, мне не понятно. Так же, для меня остается загадкой местонахождение "хорошего места для лагеря", которое мне посоветовали, чтобы оставить машины и дальше идти пешком. Поехали. После прохождения 2ой машины, на въезде и выезде подкладываем траки. Единственная сложность - это Нива на ВЛИ-5, они просто проваливаются между бревен - слишком узкие. 

Дальше лужи идут поинтереснее. Это даже не лужи, а глубокие промывы, по которым из болота стекает вода. Жив пытается пройти ходом, практически удается, не хватает только импульса подняться наверх по мокрому глинянному склону. Надо вытягиваться. Аккуратно пытаюсь пройти рядом - ходом боюсь зацепить машину Жива. Не хватает того-же, вытягиваюсь лебедкой, выдергиваю Жива. Дальше идут траки, некоторые проходят сами, некоторых поддергиваем. В общем, если включить мозг и не суетится, найти нужную траекторию и подкинуть траки, то вполне проходимо. Картина повторяется трижды. 

Далее болото подходит вплотную к дороге. Нам обещали, что дальше мы не проедем ни при каких раскладах, посмотрим... Идем пешком, изучаем следы. Очевидно, что кто-то ехал прямо по болоту, там, чуть выше. Дорога - сплошная топкая трясина, глубиной больше, чем по колено. О том, что здесь можно пройти без лебедки, даже думать не стоит. Затем вообще натуральный ручей. По болоту идти не рискуем - порядка 200 метров без возможности за что-либо лебедиться и возможности тащить другой машиной. Если засядем, то конкретно. Дальше, вроде как, дорога продолжается, правда, заросла напрочь и скорее представляет собой тропинку, но в траве отчетливо видна колея от машины. 

К тому времени, Денис - пилот Фронтеры, принимает стратегическое решение: оставить машину перед болотом и перегрузиться на другие машины. Фронтера - тяжелая, низкая и, что самое важное, на А/Т резине, которая моментально замыливается на глине. 

На обратном пути нашей пешеходной разведки находим оригинальный вариант: а что, если спуститься от дороги к реке. Так и есть, здесь никакой жижи и болота, лишь два ручейка. Единственная трудность - это спуститься вниз к реке. Крутой спуск и крутой подъем. Но траектория есть, стемнело. 

Пробуем. Сначала Жив, потом я - проходим ходом, Выдергиваю Опанек из ручья. В общем-то, смотреть хоть и есть на что, но надо двигаться дальше - черт знает, что там нас ожидает. Еду. Сначала аккуратно, через траву. Не видно ничего - трава выше капота, но направление понятно. Потом приходится добавлять газу - колеса начинают вязнуть. Через 200 метров уже иду "тапка в пол". Выскакиваю на небольшую возвышенность, тут же раздается сильный удар: сначала в переднюю балку, потом в раздатку, задний мост уже цепляет совсем слегка. Отчетливо слышны удары кардана по кузову при движении. Останавливаюсь, выхожу из машины. Под ногами твердо. Пытаюсь заглянуть под машину - безрезультатно, видно только лишь примятую траву. Если разбил раздатку, то машина отсюда не выедет, даже трактор не протянет. Прикидываю в уме экономическую целесообразность съездить в Беломорск за раздаткой и понимаю, что выгоднее будет машину здесь раздеть и бросить... 

Возвращаюсь несколько метров назад. Ага, вот он - камень, рядом отчетливо блестит силуминовый кусок, поднимаю. Нет, не раздатка, а только ее крепление, да и масляного следа тоже не видно. Ладно, вроде бы Рейнжер говорил, что у них есть. Возвращаюсь пешком назад. Рейнжер меня огорошивает известием, что нет у него запасного салентблока раздатки. Здесь идет борьба. Последние машины миновали болота и начинается движение через лес. Ладно. Иду в разведку, вперед, по навигатору до берега моря всего 800 метров. 

Через 50 метров от того места, где осталась моя машина весьма внушительное болото, с большим количеством вариантов объезда. Еще через 50 метров поле. В поле трава выше моего роста, слева журчит Руйга, справа светит луна. Нужно пересечь поле! Под ногами хлюпает, и как-то совсем неуверенно. Беру чуть левее, к реке. У реки совсем болото, пытаюсь вернуться назад, на тропинку - следов здесь уже нет - но, не получается. Иду, петляя в траве, через кочки, ориентируясь на слабый просвет в лесу на другом краю поля. Ага. Старая телеграфка. Делаю шаг и проваливаюсь на полметра в яму. Под телеграфкой проходит канава. Причем по всей ширине поля. Через 10 метров - еще одна, дальше посуше. Иду на просвет, прорываясь сквозь спутанную траву, еле волоча за собой ноги. Трава сырая, выпала роса, холодно ужасно, но я весь взмок. Вот, наконец, и просвет. Здесь опять видна дорога и начинается она с вполне конкретной болотины, метров 10 в длину. Ладно, что дальше. Дальше - дорога сухая и твердая, еще метров 100 и я выхожу на большой каменный лоб. На нем стоит рыбацкий домик. Поднимаюсь на скалу. Домик закрыт. Дааа: Вот здесь можно и лагерь поставить. И здесь (наверху) тепло - с моря дует теплый ветер. 

Четко видна дорога, идущая дальше. Ладно - в разведку, так в разведку: иду дальше. Банька... Рядом старый баркас... Узнаю его фото в журнале "За Рулем", в 2005-м году он был целее! Вспоминается "Хорошо бы поплыть, но нужно ехать"... Иду дальше. Опять поле, но: оно бесконечно. Нет, конечно, есть опушка и лес, но там, дальше - это МОРЕ!!! Еще 300 метров через поле бегу (мысленно бегу) к морю, а на самом деле - еле тащусь, через спутанную траву и кочки, просто энергии трачу еще больше. 

Вдруг трава кончается и я чуть ли не плюхаюсь с разбегу в воду. Аккуратно вступаю. Дно илистое... Осматриваюсь по сторонам - ничего. Разочарование... Слева видна опушка леса, иду воль линии моря к ней. Опять скала. Здесь уже красивее: камни, сосны. Передохнуть бы чуток: сажусь на один из камней... Через минуту чувствую, что тело начинает деревенеть - так нельзя, расслабляться нельзя. Встаю и умываю лицо водой. Соленая... 

Возвращаюсь вдоль речки по опушке. Здесь идти гораздо легче, да и на машине реально проехать. Параллельно, по рации связываюсь со своими, докладываю разведданные и даю команду на разгрузку моей машины - эту ночь ей суждено провести в лесу, брошенной. Обратный путь оказался гораздо легче и быстрее, на полпути, около скалы, встретил Ольгу - нашего видеооператора, камера в темноте уже не снимала и она тоже пошла вперед. Она-то мне и рассказала, что есть тропинка через поле, которую я не заметил в самом начале своего пути и прорывался через заросли травы. 

У машины оказываюсь как раз тогда, когда ее объезжает четвертый, последний оставшийся в бою автомобиль. Ребята уже нашли траекторию прохождения первой засады после моей машины и во всю ее штурмуют, дальше - поле. 

Веду колонну по тропинке до телеграфки. Под ней начинаем думать, как идти. Жив высказывает опасения, что зацепим провода антеннами, смеюсь: то, что здесь столбы еще стоят - это не значит, что провода под напряжением. Худо-бедно, первые две машины проходят ходом обе канавы. Встают рядом на расстоянии около метра. В воздухе повисает крепкое "доброе" слово - это кто-то споткнулся. Аккурат между машинами - 25 сантиметров до одной, 15 до другой - расположилась чугунная чушка, весом в полцентнера. Как не вписались, пролетая ходом через канавы - не понятно. 

Тут еще выясняется, что Хаха на ВЛИ-5х утонула. Стояла на твердом, а спустя несколько минут - уже "на мостах". Дернули. Дальше уже идем втроем перед первой машиной. Опушка леса за полем... Да, "расколбас" знатный. Решаем пройти сбоку: по кустам основная сложность - пройти по правильной траектории, да еще и ходом. Не видно ничего! Абсолютно! Типичное объяснение штурмана пилоту: "Сейчас вон на те кусты, а затем налево, вон на тот фонарик, который не мигает - это Жив, он отпрыгнет, только вон, видишь: справа фонарик мигает - это дерево, туда не надо, а слева фонарик мигает - это камень!". Пилот обычно говорит: "Ага, понял" и, зажмурившись, "тапка в пол"... 

В общем, прошли и это, и добрались до точки лагеря, слегка замученные, но довольные собой, машинами и нашей общей силой, которая объединяясь в одну - просто не признает преград. Поражает энергия детей, которых было четверо. К часу ночи они устали, но никто не плакался, что хочет домой и, что тут грязно. Рейнжер вместо навигации включил им мультики и дети были довольны. У окна машины периодически можно было наблюдать штурманов, которые пробегая мимо, останавливались, улыбались мультику про Домовёнка Кузю и, посмотрев одним глазом, бежали дальше в бой... 

Четыре нивы стоят на скале в устье Руйги. Мы сделали это: прошли туда, куда экспедиция журнала "За Рулем" не смогла пройти! Но завтра предстоит большее - надо довести машины до Белого Моря!