Внедорожные правила техники безопасности

 

Собрал воедино из разных источников Александр Обухов

При движении по бездорожью:

  • Будьте внимательны, смотрите "в оба" на место, где собираетесь проехать. Движение по уже проложенной колее уменьшает вероятность "поймать" что-либо в подвеску или провалиться в яму.
  • Если местность впереди кажется подозрительной, не поленитесь, выйдите из машины и пройдите ее пешком. Для бродов это обязательно!
  • Соблюдайте дистанцию, достаточную для остановки, двигаясь в любом направлении. Не разгоняйтесь в колее. Впереди идущий автомобиль может внезапно остановиться, особенно, если он "бьет" колею.
  • Сдавая назад, всегда смотрите, куда едете. Убедитесь, что сзади нет машин и людей.
  • Трогаясь после раскопок, убедитесь в том, что все помощники вылезли из под автомобиля.
  • Не оставляйте без необходимости машину вблизи застрявшего авто. Если его придется вытаскивать, может понадобиться пространство для маневра.
  • Надежно крепите трос. Старайтесь не брать голыми руками металлический трос, лучше работать с ним в перчатках.
  • При вытаскивании автомобиля при помощи троса (другой машиной или лебедкой) не подходите к натянутому тросу. Не переступайте через него. Уйдите подальше с траектории возможного полета его обрывков, сломанных крюков и т.п. Трос при вытаскивании необходимо придавить чем-то достаточно тяжелым (куртка, штаны, полупустой мешок) - чем-то, способным погасить инерцию, если произойдет обрыв.
  • Оторванный трос легко может "прилететь" в лобовое (заднее) стекло или в радиатор (заднюю дверь) как застрявшей машины, так и вытаскивающей. Будьте готовы к такому повороту событий. В первом случае необходимо мгновенно "нырнуть" под приборную панель. Пассажиров из машины при вытаскивании необходимо высадить и дать им приказ ретироваться на безопасное расстояние.
  • Не въезжайте на крутой подъем по диагонали. Только прямо. В противном случае машину может развернуть поперек склона и она может перевернуться. В критической ситуации, если автомобиль стоит боком к косогору, еще не упал, но уже собирается это сделать, выверните руль в сторону уклона, дайте газ и съезжайте вниз передом.
  • Реечный домкрат типа хай-джека прост и эффективен, но опасен. В момент опускания рукоятка стремится вверх и может ударить. Но самое главное - опасность соскакивания стопора. После этого машина начинает стремительно опускаться, а хай-джек яростно машет рукояткой вверх-вниз. Ни в коем случае не пытайтесь обуздать домкрат, поймав ручку, если вам дороги ваши зубы, руки и прочие органы, без которых трудно обходиться. Просто подождите в сторонке, пока все прекратится, и начинайте сначала.
  • Не залезайте под поднятую на Хай-джеке машину.
  • Не используйте "ударную" технику копания рядом со своими колесами. Остро отточенная лопата режет боковину колеса быстро и аккуратно.

 

При работе с лебедкой:

  • При использовании лебедки не допускайте присутствия людей в радиусе возможного поражения тросом или падающим деревом.
  • Пользуйтесь лебедкой только в перчатках.
  • Не позволяйте никому прикасаться к тросу и/или крюку, когда они находятся под нагрузкой, или когда кто-то держит в руках пульт дистанционного управления. Трос лебедки может оказаться в натяжении даже при неподвижном барабане в случае движения автомобиля под уклон.
  • Для гашения энергии в случае обрыва накиньте на трос брезент достаточного размера, иначе трос может нанести серьезную травму или повреждение автомобилю.
  • Не подключайте пульт к силовому блоку, если вы не собираетесь использовать лебедку.
  • При подключенном пульте держитесь в стороне от барабана и области хода сброса троса.
  • Перед тем, как пользоваться лебедкой, тщательно осмотрите провод пульта на предмет обнаружения трещин, проколов, оголенной проводки или контактов. Если провод поврежден, лебедка может начать работать сразу, как только к ней будет подключен пульт.
  • При пользовании пультом из салона автомобиля, всегда передавайте его через окно, чтобы исключить возможность зажатия дверьми и перекусывания провода.
  • Обязательно убедитесь, что "якорь" (дерево, камень), который вы собираетесь использовать, в состоянии выдержать нагрузку. Всегда надевайте на "якорь" цепь или защищающую дерево стропу. Никогда не обматывайте "якорь" (дерево) тросом лебедки, это приводит к повреждению троса. На болотистой почве существует опасность выдернуть дерево либо срезать дерево тросом.
  • Ни в коем случае не пользуйтесь лебедкой, когда на барабан намотано меньше пяти витков троса. В противном случае при большой нагрузке трос может сорваться с барабана.
  • Всегда разматывайте трос с барабана в направлении, указанном на лебедке. Основные модели лебедок оснащены автоматическим тормозом, и этот тормоз не будет работать, если трос разматывается в противоположном направлении. Если отмотать трос на полную длину и затем намотать его при положении выключателя в позиции "выкл" ("роwег out"), может произойти наматывание троса в обратном направлении.
  • Ни в коем случае не давайте лебедке нагрузку выше предусмотренной, не имея достаточного опыта эксплуатации. Для увеличения тягового усилия вдвое пользуйтесь полиспастом (блоком усиления).
  • Во избежание обрыва троса или сброса крюка выбирайте слабину, включая и выключая лебедку.
  • Всегда отматывайте трос на возможно большее расстояние. Помните, что наибольшее тяговое усилие на первых витках (слоях) троса уменьшается с каждым следующим слоем.
  • По возможности всегда старайтесь подавать трос прямо, чтобы избежать неравномерного наматывания и закусывания с одной стороны барабана.
  • Если Вы зацепили трос лебедки за другую машину, которую необходимо буксировать, поставьте свой автомобиль на стояночный тормоз и заблокируйте колеса. Коробку передач (как механическую, так и автоматическую) поставьте в нейтральное положение.
  • Наматывая трос, укладывайте его на барабан ровными витками и внатяг. В противном случае верхние витки могут попасть под нижние, и образуется "борода", что повлечет за собой повреждение, как троса, так и лебедки. При образовании "бороды" трос необходимо немного отмотать вперед и, затем смотать в обратом направлении. Если образовалась "борода", зацепите крюк за неподвижный объект. После ряда коротких включений лебедки, попеременно, на вытягивание и втягивание. Трос обычно, распутывается. В любом случае, никогда не пытайтесь распутать трос руками!
  • Прежде чем начать тянуть (или делать иное действие по спасению автомобиля) обязательно подумайте! Наспех принятое решение может усугубить ваше положение и привести к повреждению машины или лебедки!
  • Не стоит лебедиться вперёд если перед вами препятствие. Например, дерево или другая застрявшая машина. Обычно это приводит к тому, что машина, даже если и выехала, двигаться вперёд не может - некуда! А назад дороги нет. Ну а попытка 'вытащить хоть одну' из двух застрявших машин обычно приводит к тому, что машины так и не вылезли, зато упёрлись друг в друга и тянуть больше некуда.
  • Не ленитесь перематывать или перецеплять трос, если тянуться приходится на большое расстояние. Иногда целесообразно менять не только место зацепления, но и направление вытаскивания машины. Помните, что на нижних слоях барабана лебёдка создаёт большее усилие, при этом трос меньше повреждается. При продолжительном использовании лебедки делайте перерывы, во-первых, это требуется самой лебедке, во-вторых, необходима подзарядка батареи. Перегрев, прежде всего, вреден мотору, но известны случаи порчи редуктора от перегрева. При больших нагрузках лебедка способна 'под ноль' высадить аккумулятор, так что если мотор заглохнет, то завести его не получится даже 'кривым стартером' (с толкача)!
  • Если засада крепкая - не ленитесь 'повесить' блок. Если засада очень серьёзная, то блок может уже и не помочь. Нужно думать! Первый помощник лебедки - хайджек. Иногда достаточно немного приподнять машину и она начинает вытаскиваться лебедкой! В большинстве случаев тянуть можно прямо на поднятом хайджеке.